«Звери и творчество»

Норштейн

15 сентября 1941 года родился художник-мультипликатор, режиссер анимационного кино Юрий Норштейн. В разговоре с Игорем Померанцевым звучит его голос.

Поверх барьеров с Игорем Померанцевым

Юрия Норштейна , создателя «Сказки сказок», «Ежика в тумане», «Шинели», я спросил, почему мультипликация шагу не может ступить без зверей?

—  Для нас зоологический персонаж — это как бы суть одушевления. Как правило, мультипликация пользуется гротеском. Делая «Шинель», я достаточно долго и подробно смотрел на поведение различных животных. По существу, Акакий Акакиевич, конечно, не в унижение его и не в унижение русской литературы, несёт в себе черты какого-то зверька. Об этом в свое время говорил Эйзенштейн: что каждый человек несет на себе черты зоологические, каждый человек похож на некую пару, которая существует в зоологическом мире. Предположим, персонаж, похожий на фазана, как он смотрит каким-то угловым, боковым, испуганным зрением. Или персонаж, герой, который похож на козу до такой степени, что у него и зрачок почти становится похожим на зрачок козы. Или персонаж, который похож на верблюда. Мы и в быту часто говорим так: это не человек — это верблюд. Или: этот похож на жирафа. То есть мы уже заранее наделяем определенным гротеском.

Юрий, вам не тесно в вашем мультипликационном зоопарке?

– Нет. Мультипликация в силу своей графической свободы, то есть в силу того, что она может пользоваться не просто зоологическим персонажем или человеческим, но и линией как таковой, изначально абстрактна.

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *