В Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры представили первый в Украине онлайн-архив отечественного совриска.
Проект art(co)archive профинансирован Украинским культурным фондом и будет развиваться на базе Музея современного искусства Одессы. Но мыслится он как мультидисциплинарная, мультимедийная и, главное, объединяющая разные отечественные музеи, галереи и частные коллекции площадка.
К работе над онлайн-ресурсом одесситы привлекли Харьковскую муниципальную галерею. Ее директор Татьяна Тумасьян и директор МСИО Семен Кантор и представляли проект в Киеве. Модерировала встречу заведующая научно-исследовательским отделом искусства ХХ – начала ХХІ вв. Национального художественного музея Украины Оксана Баршинова.
Этим летом вышла монография Бориса Гройса «В потоке». Украинское арт-сообщество, несомненно, внимательно ознакомилось с мнением живого классика об изменениях искусства в эпоху интернета: «Возможно, самый интересный аспект интернет-архива состоит как раз в возможности деконтекстуализации и реконтекстуализации посредством операции копирования, которую интернет предлагает своим пользователям. И мне кажется, что это положительный процесс».
Не исключено, конечно, что сотрудники Украинского культурного фонда и программы Culture Bridges не вспоминали одного из наиболее цитируемых в мире теоретиков современного искусства. А просто, что называется, пошли за временем, поплыли в его потоке, а не против течения. И поэтому заинтересовались art(co)archive. Как бы там ни было, грантовая и техническая поддержка серьезными институциями Музея современного искусства Одессы, который задумал оцифровать украинский совриск из собственных фондов и с научными комментариями выложить в интернет, а затем – привлечь к этому и всю страну, служит поводом для оптимизма. Глядишь, и наш арт когда-нибудь будет явлен миру не хуже, чем коллекции западных музеев.
Идея аrt(co)archive – глобальнее, чем просто оцифровка своих фондов.
Онлайновый ресурс в перспективе должен объединить «музеи, галереи и частные коллекции, посвященные современному искусству Украины». И даже приставка (со) в его названии знаменует «объединение и партнерство, как основу работы над онлайн-архивом». Присоединиться к созданию ресурса можно уже сегодня. Особенно, если вы – коллекционер или художник. Для потенциальной «транспортировки настоящего в будущее» достаточно заполнить форму на сайте МСИО («Архивы часто интерпретируются всего лишь как средства консервации прошлого — экспонирования прошлого в настоящем. Но, что важнее, архивы являются одновременно машинами для транспортировки настоящего в будущее», — Борис Гройс, «В потоке»).
К одесситам, оцифровавшим историю одесского концептуализма (в частности, собрание Вадима Беспрозванного, «который на протяжении 1996-1999-х годов собрал обширную коллекцию копий произведений и документов, а также провел интервью с одесскими художниками, теми, кого причисляют к кругу одесских концептуалистов и нет, тем самым создав срез художественной жизни 1980-х»), с самого начала присоединилась Харьковская муниципальная галерея. Харьковчане представили творчество наиболее ярких представителей харьковской школы: Вагрича Бахчаняна и Бориса Михайлова. Во время киевской презентации в НАОМА директор галереи Татьяна Тумасьян напомнила историю экспонирования фото Бориса Михайлова в самом Харькове. (Первую его монографическую выставку в родном городе в 1990-х смонтировали, но так и не открыли, запретили чиновники). И в который раз указала на недостаточную известность легенды неофициального искусства СССР Бахчаняна широкой публике: «автором знаменитых, всем известных фраз «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» и «Люблю грозу в начале мая, и гром 7-го ноября» был именно Вагрич», заметила она. В городе ХА, в фондах Муниципальной галереи, хранится архив художника, перевезенный из Нью-Йорка его вдовой Ириной.
Поиск, реставрация и оцифровка работ и документов, их изучение, а также просвещение публики – такими видят свои менее глобальные задачи создатели аrt(co)archive.
Для начала в сети появятся краткие биографии 16-ти украинских художников-концептуалистов. (одесситов Леонида Войцехова, Юрия Лейдермана, Сергея Ануфриева, Игоря Чацкина, группы «Перцы» и др., а также Вагрича Бахчаняна и концептуальные фото Бориса Михайлов). И галереи их работ. По словам директора Музея современного искусства Одессы Семена Кантора, споры между создателями онлайн-ресурса вызвала проблема разграничения собственно художественных текстов – и чисто технических документов об их создании. Решили ее по-гройсовски: искусство – и то, и другое.
В числе доступных для изучения архивных работ – цикл Бориса Михайлова «Неоконченная диссертация», шесть серий Вагрича Бахчаняна, включая «Вася, ты меня уважаешь? (на репродукциях Василия Кандинского) и «Уважай время! 30 выставок за один день». (Обнаружив, что в Америке, куда он эмигрировал в 1970-х, галеристы не очень-то интересуются искусством, которое создают эмигранты вроде него, и что местные художники живут в погоне за количеством выставок и пиара, Бахчанян за один день посетил три десятка чужих экспозиций. И везде сфотографировался с табличкой «Уважай время!». Мол, искусство не требует суеты, но для его создания нужно время). Творчество легенды советского худандеграунда Леонида Войцехова представлено, в частности, документацией перформанса 1987 г. «Работа по разведке художественных залежей». (Участники встречались в Пале-Рояле. И с помощью геодезического оборудования «измеряли» степень художественности собственных работ – и картин уличных художников, которые, по традиции, торговали «искусством» в этом дворике). Гордостью теперь уже онлайн-архива, как и коллекции МСИО в целом, музейщики считают «Способы убийства флагом» (1983). Перформанс Юрия Лейдермана и Игоря Чацкина, в процессе которого деконструировали один из главных символов советской пропаганды, красный флаг, проходил в квартире Леонида Войцехова. Творчество Сергея Ануфриева представлено не менее хрестоматийной серией «Подяка» (1982).
Несмотря на всемирную известность московской школы концептуализма, концептуализм одесский изучен до обидного плохо. Запутывает и смешение «одесситов» с «москвичами». Будем надеяться, благодаря аrt(co)archive ситуация изменится к лучшему, – говорит куратор, заведующая научно-исследовательским отделом искусства ХХ – начала ХХІ вв. Национального художественного музея Украины Оксана Баршинова. Припомнив, что именно она еще год назад инициировала создание Музея совриска Украины (на основе коллекции НХМУ), плюс, тогда же Нацхуд анонсировал начало сбора собственной коллекции видео- и медиаарта, Kiev Daily уже в кулуарах обратился за разъяснением: планирует ли и «Музей со львами» сотрудничать с аrt(co)archive? И получил в ответ дипломатичное: «Мы, безусловно, рассматриваем такую возможность».
В сущности, кредит доверия и очень высокие ожидания – это сразу и плюсы, и минусы, с которых стартует первый в Украине онлайн-архив/музей и украинского контемпорарного искусства. Мы все надеемся на его успех – но и ждем многого. С другой стороны, раз амбициозный прецедент есть – следом обязательно появятся и другие, схожие. Им бы только денег кто-то дал, хоть сколько-то, для начала…
Текст: Анна Пароваткина