Международный поэтический фестиваль Meridian Poltava работает как четкий слаженный механизм. Больше 30 участников, шесть из них — из Швеции. Про Полтаву шведские поэты и писатели знали по школьным урокам истории и книге Петера Энглунда «Полтава. Рассказ о гибели одной армии». Теперь их стихи звучат в Полтаве по-украински, а сами они читают стихи украинских поэтов.
Готовит фестиваль команда Meridian Czernowitz во главе с Евгенией Лопатой. Евгении в этом году исполнится 25 лет, в которые она успела стать директором двух фестивалей — Meridian Czernowitz (в восемнадцать лет, спустя год — стала главным редактором издательства) и Meridian Poltava. Кроме этого, она — менеджер культурных проектов в Европе и Украине и программный менеджер Целановского центра в Черновцах.
По дороге из Музея Поле Полтавской битвы в Полтаву Евгения Лопата рассказала Kyiv Daily, как команда работает над тем, чтобы фестиваль прошел безупречно.
Как вы готовите фестиваль, перед вами — чистый лист, о чем думаете, как все планируете?
— Самое важная, центральная составляющая фестиваля — его участники. Поэтому начинаем подготовку именно с них. Кроме доминирующей поэтической составляющей, Meridian Poltava — это еще и музыкальная программа, и театральная программа, и важно, что бы все эти жанры представляли собой гармоничный концепт. Ничего не должно выходить за рамки общего нарратива. Поэтому, когда мы выбираем участников, ориентируемся на их тексты, творчество, на их жизненный путь. В прошлом году, например, у нас было несколько участников, чьи прапрадеды воевали в Полтавской битве.
У фестиваля есть хороший друг, он живет в Швеции, его зовут Александр Дериев, он хорошо знает шведский литературный (в том числе, поэтический) мир изнутри, когда мы отбираем шведских участников, он нас направляет, предлагает кандидатуры. Наша шведская часть работает таким образом: мы спрашиваем о текстах, понимаем, о чем пишут авторы, и тогда это все получает какой-то…
Обоснование, законченный вид.
— Да. Украинских участников подбираем мы, Meridian Czernowitz. Мы занимаемся украинской программой, нам важно (несмотря на то, что количество участников ограничено), чтобы хотя бы один участник чтений был из Полтавы, (или из Полтавской области) — важно, чтобы на фестивале звучал местный голос. В прошлом году это была поэтесса Евгения Люба, в этом году Сергей Осока.
Таким образом, сначала мы отбираем участников, потом продумываем программу и ее драматургию.
Очень важный элемент — парное чтение украинских и шведских поэтов. Это чтение на разных языках, которые вдруг переплетаются, поэты читают переводы друг стихотворений друга. Это делается для того, чтобы поэзия, буквально, вступила в диалог.
И затем мы просто прорабатываем программу детально: поэтические чтения, презентации книг, которые издаются в издательстве Meridian Czernowitz, музыкальную программу.
В прошлом году мы делали коллаборацию: украинский и шведский композиторы писали музыку на тему Полтавской битвы, исполнял ее украинский квартет.
Нам важна драматургия, мы продумываем все мероприятия с точки зрения локаций, поскольку хотим открыть украинскую Полтаву иностранным гостям фестиваля, туристам. Мы открываем Полтаву и сами полтавчанам. Мне лично очень важен этот пункт: в воскресенье утром, в третий день Фестиваля, мы проводим экскурсию по Полтаве. В прошлом году это было похоже на паломничество, к участникам фестиваля присоединились около трехсот полтавчан, они пришли на экскурсию, чтобы увидеть свой город. Мы пытаемся показать ее широко, что было понятно — вот Полтава, какой она была раньше, — музей Полтавской битвы: курган, редуты, и — Полтава сегодня — современные локации, музеи, театры и дома культуры.
В прошлом году была фестивальная ночь, в этом году ее не повторили?
— Ночь устроили на кургане, это выездная локация, нужно время, чтобы собрать людей, перевезти, потом вернуться назад. В прошлом году мы продумали программу так, что вначале все были в музее, и закончили курганом. В этом году изменили план. Прелесть поэтического фестиваля в Полтаве в том, что он ежегодный, поэтому в следующем году мы можем все переиграть, и выстроить маршрут иначе.
Чему вас научил первый фестиваль, главные уроки?
— Меня очень сильно удивил первый фестиваль. Я делаю фестиваль в Черновцах семь лет, я привыкла к большому количеству публики. Когда мы провели первый фестиваль в Полтаве, меня в первую очередь удивили забитые залы. Мы поняли, что в Полтаве есть огромный запрос на литературу, и это стало для нас естественным мотиватором. Чему мы научились? Каким-то маленьким, менеджментским хитростям: где-то выиграть время за счет трансферов, как сделать два ивента подряд на одной локации.
Очень профессионально работают волонтерские команды, логистический центр, — местная команда работает просто отлично — все четко по графику, это немецкая технология, которую мы перенесли с собой из Черновцов, — все и всё работает четко, по плану.
Еще научились, наверное, тому, что надо делать более активным эксчендж между шведами и украинцами. Темп фестиваля очень быстрый, я поработала бы над возможностью неформального общения участников. Поэты сами как-то начинают друг с другом общаться, дружить, переписываться, но можно было бы им в этом помочь.
Как долго готовится фестиваль, и когда вы начинаете работать с местной командой?
— Фестиваль готовится год. Мы закончим фестиваль в воскресенье, и в следующий — не понедельник, но, может, в среду начнем планировать следующий. Подготовка делится на два этапа: первый — это контент, контентом занимаемся из Черновцов, это занимает приблизительно полгода, и за полгода до фестиваля, мы начинаем работать с местной командой, и тогда самая большая ответственность лежится на плечи местной команды. С финансированием мы работаем круглый год, это параллельные рабочие процессы — контент, финансирование, реализация. Подготовка, волонтеры, активный процесс начинается в середине марта, и к концу мая у нас уже все готово.
Вы принципиально делаете все мероприятия фестиваля открытыми для горожан?
— Да, все мероприятия открыты, вход свободный, бесплатный.
Вы уже представляете себе следующий фестиваль, и его фокус?
— Фокус фестиваля — поэзия и, конечно, — Полтавская битва. В прошлом году, во время первого фестиваля, мы устраивали дискуссии, на которых проговаривали тему Полтавской битвы. Нам было важно в самом вначале задать этот дискурс. В этом году мы решили перейти чуть ближе к поэзии и остановится на искусстве. В следующем году мы вернемся к дискуссии. Тема Полтавской битвы как параллель с войной в Украине — очень острая, актуальная. Хотелось бы, чтобы на следующем фестивале мы снова сосредоточились на поэзии, и на той битве, которая прошла триста лет назад. А не на этой войне, которая происходит сегодня. Шведской стороне есть что сказать по этому поводу, нам важен шведский опыт — после той войны казалось, что для Швеции все утрачено. Швеция тогда, к сожалению, проиграла, но я не думаю, что Украину ждет та же участь.