«Малышка зомби» — артхаусный фильм не про оживших мертвецов — о колониальной травме и истории Гаити. И о нас, наверное.
Фильм начинается с истории, произошедшей в Гаити в 1962 году. Человек готовит рыбу, выходит на улицу, падает, а после своих похорон возвращается, но уже как зомби. Первый сюжет и история — о Кларвиусе Нарциссе.
Второй сюжет и история о гаитянской девочке-подростке Мелиссе, она учится в школе-интернате в пригороде Парижа, вокруг нее ничего не обещает угрозы — нормальные девочки, секретный литературный кружок. Школу для избранных окружает понятная «элитная» эстетика, — форма с перевязью, вот вид с верху, и видно — школа — это старинный замок, плюс странный реверанс, который девочки исполняют на церемониях. Первая сцена в школе — профессор истории читает лекцию о либерализме, определяя его как навязывание свободы.
Так режиссер Бертран Бонелло заявляет темы, о которых пойдет речь: о колониализме, о привилегиях, о предрассудках, о трагической истории Гаити. А для того, чтобы создать сверхъестественную близость между поколениями, он смешивает в своей «Малышке зомби» прошлое и настоящее. Гаити более чем полувековой давности и современный Париж.
Зрителям (кино-зомби) предстоит увидеть «сломанный» ритуал экзорцизма, он занимает последние десять или около того минут экранного времени, пугает и волнует. Одновременно развивается другой сюжет — Бонелло сосредоточен на Мелиссе, объясняющей подругам специфику вуду. И это завораживает: мы наблюдаем удивительную сцену (в которую верим как настоящую) и в это же время слышим пояснение Мелиссы, рассеивающее магию. Так мы понимаем: именно Мелисса здесь главная, а не ее подруга, переживающая муки первой любви.
Гаитянское вуду развивалось как форма сопротивления рабовладельцам. А зомби Бонелло и не монстры, герои скорее «фольклорные» и настоящие, гуляющие в кадре без каких-либо выдумок, но пользующиеся большим сочувствием режиссера. Самого Бонелло в этом фильме интересуют две вещи: поклонение как политический акт и европейское незнание этой религии.
Ужас не показан буквально — это и не не нужно Бонелло, он снимает не фильм ужасов, но ужас есть в опыте зомби, и в том, что он служит метафорой для истории нации — порабощенной, контролируемой, нищей, униженной.
Оператор идеально работает на заданный сюжет: серебристый лунный свет, длинные тени, тела, колеблющиеся в темноте, поля сахарного тростника, сверкающие жутким светом. И музыка Бонелло придает фильму кошмарную силу. И может быть, мы все мертвы как Кларвиус Нарцисс?
Текст: Вика Федорина
- «Малышка зомби» / Zombi Child
- Франция, 2019, 103 мин.
- Режиссер и автор сценария: Бертран Бонелло
- Оператор, Ив Кап
- В главных ролях: Луиз Лабек, Висланда Луима, Катиана Мильфор.