На грани фантастики

«Малышка зомби»

«Малышка зомби» — артхаусный фильм не про оживших мертвецов — о колониальной травме и истории Гаити. И о нас, наверное. 

Фильм  начинается с истории, произошедшей в Гаити в 1962 году. Человек готовит рыбу, выходит на улицу,  падает, а после своих похорон возвращается, но уже как зомби. Первый сюжет и история — о Кларвиусе Нарциссе. 

Второй сюжет и история о гаитянской девочке-подростке Мелиссе, она учится в школе-интернате в пригороде Парижа,  вокруг нее ничего не обещает угрозы — нормальные девочки, секретный литературный кружок.  Школу для избранных окружает понятная «элитная» эстетика, — форма с перевязью, вот вид с верху, и видно — школа — это старинный замок, плюс  странный реверанс, который девочки исполняют на церемониях. Первая сцена в школе —  профессор истории читает лекцию о либерализме, определяя его как навязывание свободы. 

Так  режиссер Бертран Бонелло заявляет темы, о которых пойдет речь: о колониализме,  о привилегиях, о предрассудках, о трагической истории Гаити. А для того, чтобы создать сверхъестественную близость между поколениями, он смешивает в своей «Малышке зомби» прошлое и настоящее. Гаити более чем полувековой давности и современный Париж.

Зрителям (кино-зомби) предстоит увидеть «сломанный» ритуал экзорцизма, он занимает последние десять или около того минут экранного времени, пугает и волнует. Одновременно развивается другой сюжет —  Бонелло сосредоточен на Мелиссе, объясняющей подругам специфику вуду. И это завораживает:  мы наблюдаем удивительную сцену (в которую верим как настоящую) и в это же время слышим пояснение Мелиссы, рассеивающее магию.  Так мы понимаем: именно Мелисса здесь главная, а не ее подруга, переживающая муки первой любви.

Гаитянское вуду развивалось как форма сопротивления рабовладельцам.  А зомби Бонелло и не монстры, герои скорее  «фольклорные» и настоящие, гуляющие в кадре без каких-либо выдумок, но пользующиеся  большим сочувствием режиссера. Самого Бонелло в этом фильме интересуют  две вещи: поклонение как политический акт и европейское незнание этой религии. 

Ужас не показан буквально — это и не не нужно Бонелло, он снимает не фильм ужасов, но ужас есть в опыте зомби, и в том, что он служит метафорой для истории нации — порабощенной, контролируемой, нищей, униженной.

Оператор идеально работает на заданный сюжет: серебристый лунный свет, длинные тени, тела, колеблющиеся в темноте, поля сахарного тростника, сверкающие жутким светом. И музыка Бонелло придает фильму кошмарную силу. И может быть, мы все мертвы как Кларвиус Нарцисс?

Текст: Вика Федорина

  • «Малышка зомби» / Zombi Child
  • Франция, 2019, 103 мин.
  • Режиссер и автор сценария: Бертран Бонелло
  • Оператор, Ив Кап
  • В главных ролях: Луиз Лабек, Висланда Луима, Катиана Мильфор.
Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *