Писатель Олесь Гончар родился в Независимой Украине 3 апреля 1918 года. Фактически, был ее ровесником. Сегодня исполняется 102 года со дня его рождения. Не поздравительную телеграмму писателю Олесю (Александру Терентьевичу) Гончару написал киевский писатель Алексей Никитин.
Боже, які ми часи пережили! – вырвалось у Олеся Гончара в октябре 1979, когда перед ним положили «Літературну Газету» с докладом Корнейчука на забытом давно писательском пленуме 1947 года. – Яким тоном розмовляє доповідач з Рильським, Яновським, Смілянським.
А ведь тогда и ему, и его ровесникам, поколению молодых украинских писателей, вернувшихся с войны, наверняка казалось, что все верно, что так и должно быть. На их памяти так шло всегда, случалось и круче, значит, нечему удивляться. Чтобы ужаснуться докладу Корнейчука, и порядкам послевоенных лет, одним понадобились десятилетия, другим не хватило и жизни. Но еще сложнее было оценить то, чем занимались они сами – слишком много фильтров стояло на писательских объективах, и далеко не все ставились вынужденно.
Закатанная, как тушенка в консервную банку, отсеченная от мировой культуры, послевоенная украинская советская литература выглядела архаичной, интеллектуально ограниченной и стилистически бедной. Почти все, напечатанное за сорок пять послевоенных лет осталось в своем времени. Общий упадок культуры проявлялся в текстах всех авторов, всех без исключения. Вряд ли хоть кто-нибудь из них согласился бы в те годы с такой оценкой, да и позже не приняли бы ни за что, как не принял Гончар критику Шевелёва. Хотя, эмоционально, написанную в 1953 и опубликованную год спустя, статью Шевелёва «Здобутки і втрати української літератури» можно свести к одной фразе – Боже, які ми часи переживаємо.
Пожалуй, самая сильная книга Гончара – дневники в трех томах – вышла уже после смерти автора. Конечно, его записи субъективны, в них можно разглядеть позерство и самолюбование, часто он предвзят, но эти мелочи, совершенные пустяки, они лишь не дают забыть, что перед нами рассуждения живого человека.
Дневники Гончара, это хроника трансформации личности в авторитарном государстве. Его трансформация не была вынужденной, сам Гончар к середине 60-х получил все, о чем мог мечтать, когда отсылал Яновскому в «Вітчизну» первую часть «Прапороносців», а в добавок и то, о чем мечтать не мог. Он стал депутатом, членом ЦК, лауреатом, его признали живым классиком; многие на его месте сопротивлялись бы любым переменам. Но Гончар был еще и талантливым писателем, действительно талантливым, и к тому же первым в своем поколении. Если что и вынуждало Гончара меняться, то только талант, проявившийся в Дневниках свободнее, чем в его художественных текстах. Следовать своему таланту, возможно – лучшее применение свободы.
Алексей Никитин
Фото: Исаак Тартаковский. Портрет Олеся Гончара.