Если вы окажетесь в Вене только на выходные, к Брейгелю будет не протолкнуться, идите смотреть Пиросмани. Или Моне. Обе — идеальные.
Венская выставка Пиросмани — это три десятка работ из собрания Грузинского национального музея и Музея искусств имени Шалвы Амиранашвили. При этом привезли одни шедевры, включая знаменитый портрет французской актрисы Маргариты де Севр, которой посвящена песня Аллы Пугачевой «Миллион алых роз». Для первого знакомства с творчеством Пиросмани такой выставки— вполне достаточно. Хотя правильнее, конечно, смотреть Пиросмани в Тбилиси. Выставка называется Niko Pirosmani — A Wanderer Between Worlds («Нико Пиросмани — странник между мирами»). Он такой и есть, Пиросмани был бездомным скитальцем, жил где придется («Между мирами») и умер в нищете от болезней. На выставке в Альбертине Пиросмани виден какой есть — пронзительная грусть, нежная радость или детское любопытство в семи красках. Кроме него самого показывают произведения современных художников, отдавших дань его гению: «Стол Пиросмани» — инсталляцию японского архитектора Тадао Андо, представляющую символическую могилу художника, ее место нахождения неизвестно по сей день. Семиметровый стол сделан из стекла и заполнен внутри «миллионом» синих роз. Свои работы художнику посвятили Ёсимото Нара, Кики Смит, Андро Векуа, Георг Базелиц, Пабло Пикассо.
Когда: до 27 января 2019 года в Альбертине www.albertina.at.
Одновременно в Альбертине можно посмотреть ретроспективу Клода Моне. Больше половины выставленных картин — либо их частных коллекций, либо из американских музеев. То есть это такой Моне, которого обычно в европейских музеях не увидишь. Очень много первоклассных шедевров из Бостона. Очень много зимних пейзажей, знаменитые серии Моне, когда один и тот же пейзаж он писал в разное время суток и с разным освещением. Долина реки Крёз — это сразу четыре почти одинаковые картины. Лондонский парламент — три, возможно, лучшие работы из всего цикла, они привезены из Пушкинского музея, парижского музея Мармоттан и Музея кайзера Вильгельма в немецком Крефельде. Последний зал посвящен поздней серии японских мостиков в саду Живерни, в ней восьмидесятилетний Моне за четверть века до Джексона Поллока предвосхищает абстрактный экспрессионизм. За последние годы в европейских музеях прошло несколько выставок Клода Моне. Эта — лучшая.