Идеальная импровизация

Стець-Радзецкий

Локдаун-концерты-альбомы обычно затрагивают тему изоляции и одиночества, концерты «Коры» наоборот, раздвигают границы, сочетают все лучшее из инструментальной и разговорной традиции. Ночное шоу «Коры» — это музыка с разговорами, музыканты играют и объясняют свою музыку. Эти концерты особенно ценны сейчас, в замершем на карантине городе.  Итак, KORA Late Night Show, пятый выпуск, встречайте: Назар Стець, контрабас, и Дмитрий Радзецкий, гитара, ведущий — Максим Коломиец.

Этот пятый концерт похож на саундтрек к немому шпионскому триллеру, к фантастическому фанфику. Созданный из синтезаторных шорохов и аудио-экспериментов, местами он работает так, что наяву представляешь себе кадры из фильма. Слышны шепот, шорох, легкое дыханье, инженерные конструкции, трели, в титрах значилось бы: “временами звучит тревожная музыка”. Звучит ненавязчиво. Комфортно. Чудесный контрабасист, офигительный гитарист играют так, как нравится им самим.

Идеальная импровизация

Кроме музыки тут важны разговоры о ней — незаметные, важные. О дисциплине. О том, можно ли прожить музыканту на то, что вот он —музыкант. Об импровизации. 

Я люблю, когда музыку ощущаешь не головой — а кончиками пальцев, буквально, руки подрагивают. Это как в хорошем хорроре: вполне понимаешь почему все так работает, критический аппарат отшибает напрочь и остается сырая, почти тактильная реакция на звук. Слушаешь и стараешься не дышать. С академической музыкой такое бывает редко-редко. Но то, что мы слышим, и не она. 

Стец-Радзецкий

В комментариях просят «понажимать традицию, а не эти высокохудожественные пузыри». — Назар, может, увертюру к «Кармен»? — спрашивает Максим. Или вступление к опере «Руслан и Людмила?», — подхватывает Дима. 

Критики импровизации Элиот Картер и Булез наверное обрадовались бы, но нет, ничего из этого сыграно не было.

«Без ударных нужен четкий баланс, сыграешь чуть иначе, и  — скучно, — завершает Дмитрий очередную композицию. «Дима, тебе не было скучно?»,  — спрашивает ведущий этого концерта Максим Коломиец. Ему отвечают, как положено — музыкой.

После концерта Kyiv Daily задает вопросы исполнителям.

Назар, ваши впечатления от концерта: это похоже на хоум-видео или  вы почувствовали теплоту живого общения? 

— О  так (посміхається). Можливість експериментувати з іншим фанатом свого інструменту – це точно про задоволення.

Что вам понравилось-не понравилось, получилось-не получилось?

Назар:  Дуже сподобалась невимушена атмосфера і можливість спілкування з глядачами. Вийшло/не вийшло – то скоріше до слухачів питання. Як на мене, було цікаво.

Стец-Радзецкий

Выступать с концертами (даже вот таким образом) для артистов — это важно?

Назар:  Аякже (посміхається). Для більшості (в тому числі й для мене) живі концерти є найціннішими хвилинами в професійному житті. Записи не дають можливість відчути й половини тієї магії, що твориться під час живого виступу.

Будете ли следить за афишей «Коры»?

Назар: Насправді слідкую з моменту її відкриття. Чотири рази виступав сам і мабуть з десять разів був на інших концертах Кори.

Что можете пожелать следующим гостям ночного шоу?

Назар: Бути максимально чесними і відкритими. Там працює дуже професійна команда, яка готова допомогти в будь-який момент. Вчора переконався в цьому ще раз)

Идеальная импровизация

Про контрабасистов все время (окей, часто) рассказывают анекдоты, и сами они рассказывают анекдоты и лайфхаки о себе и своем инструменте. Локдаун добавил что-то новое к этой традиции?

Назар:  Бачив кілька постів від колег, про те, що вони навчились самі вставляти волос у смичок. Воно й не дивно – можливість вставляти найкращий волос в улюбленого майстра під час європейських гастролів пропала з логічних причин.

Звук — который не воспринимается как звук, а целая подземная буря, и эта фактура плывет, сгущается, с грохотом выбрасывает на поверхность (в уши) комок звуковой магмы, и затем уходит под землю, в неразличимый шумовой регистр. Бывает ли так у вас, Назар — вот вы стоите рядом, играете и  разговариваете со своим контрабасом?

Назар:  Звичайно буває. Найчастіше вибачаюсь за надмірно експресивну і подекуди брутальну гру.

Ваш солирующей контрабас — какой? Какой у него был бы характер, если бы он был человеком.

Назар:  Зараз у мене їх два і вони абсолютно різні. Для нашого дуетного виступу взяв «дружбана». Унікальний інструмент. Він не образився за прогулянку в 10градусний мороз і тримав стрій весь вечір. Справжній друг. Інший мій інструмент то втілення в дереві «Балуваної Галі». Страшенно ревнивий персонаж, але якщо з ним полюбовно – він звучить нереально красиво.

Стец-Радзецкий

Обычно контрабас + гитара — это просто джаз; что играете вы, какая это музыка? Джаз? Импровизация?

Назар:  Мені здається, що до джазу наша гра не має ніякого відношення. Це скоріше якась вільна імпровізація. Тільки ж ми не обтяжували себе ніякими рамками. Просто реагували один на одного і все. Яка в результаті виходила форма – чорт його знає. Я ціную в музиці категорію переконливо/непереконливо значно більше аніж чистоту жанрів, форм і тд.

Идеальная импровизация

Дмитрий: Можно сказать и джаз, и фри-джаз, и свободная импровизация, и рок — все вместе. Во много это, конечно, отталкивается от того, что звучит со стороны гитары: будь у меня только акустическая гитара, то это было бы больше в стороне джаза. Но из-за электро-гитарных звуков эта грань немного смещается в сторону рока. Для меня один из первых примеров подобных дуэтов это дуэт гитариста Ральфа Таунера и контрабасиста Гари Пикока.

Дима, ты выстукаешь и в роли ведущего, и в роли артиста, как тебе кажется, ночные шоу «Коры» меняются?

— Постепенно становятся более легкими в подаче, как и хотелось с самого начала. Надеюсь дальше будет еще лучше. Публика постепенно начинает задавать правильные вопросы. Я имею в виду вопросы о том «зачем мы играем вот такое?!» и «что вы курите?!» — на такие вопросы отвечать интереснее всего!

Контрабас играет гораздо меньше нот, чем гитара. Когда звучит контрабас-соло, остается много пустого пространства, свободного от звука, практически «голая музыка». Какие задачи у тебя были  в этом дуэте?

— Обычно я действую по стандартному принципу, к которому приучился еще со времен теории музыки и гармонии, что бас — это основа гармонии и аккордов. Во многом и отталкиваюсь от этого — от частоты игры баса, громкости, нот и т.д. Даже когда бас играет нечто шумовое и/или пуантилистическое — я рассматриваю это как либо «подклад» под что-то кардинально другое в гитарной партии, либо как диалог, на который я могу отвечать гитарными звуками.

Текст: Вика Федорина

Фото: Алина Гармаш

Напомню, выпуск «Поздних ночей Коры» ведет команда: 

  • Максим Коломиец и Дмитрий Радзецкий  — ведущие
  • Прямой эфир идет с использованием бинауральных технологий звука от Lamo Ukraine
  • Следующий концерт «Коры» пройдет  20 января в 19:00, KORA Late Night Show #6 ВОЙТ — Володимир Войт (бандура) (experimental)
  • Смотреть на странице KORA ART CUBE
  • Вопросы можно задавать до, во время и после концерта
  • Донейт нужен, донейт важен.
Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *