Локдаун-концерты-альбомы обычно затрагивают тему изоляции и одиночества, концерты «Коры» наоборот, раздвигают границы, сочетают все лучшее из инструментальной и разговорной традиции. Ночное шоу «Коры» — это музыка с разговорами, музыканты играют и объясняют свою музыку. Эти концерты особенно ценны сейчас, в замершем на карантине городе. Итак, KORA Late Night Show, пятый выпуск, встречайте: Назар Стець, контрабас, и Дмитрий Радзецкий, гитара, ведущий — Максим Коломиец.
Этот пятый концерт похож на саундтрек к немому шпионскому триллеру, к фантастическому фанфику. Созданный из синтезаторных шорохов и аудио-экспериментов, местами он работает так, что наяву представляешь себе кадры из фильма. Слышны шепот, шорох, легкое дыханье, инженерные конструкции, трели, в титрах значилось бы: “временами звучит тревожная музыка”. Звучит ненавязчиво. Комфортно. Чудесный контрабасист, офигительный гитарист играют так, как нравится им самим.
Кроме музыки тут важны разговоры о ней — незаметные, важные. О дисциплине. О том, можно ли прожить музыканту на то, что вот он —музыкант. Об импровизации.
Я люблю, когда музыку ощущаешь не головой — а кончиками пальцев, буквально, руки подрагивают. Это как в хорошем хорроре: вполне понимаешь почему все так работает, критический аппарат отшибает напрочь и остается сырая, почти тактильная реакция на звук. Слушаешь и стараешься не дышать. С академической музыкой такое бывает редко-редко. Но то, что мы слышим, и не она.
В комментариях просят «понажимать традицию, а не эти высокохудожественные пузыри». — Назар, может, увертюру к «Кармен»? — спрашивает Максим. Или вступление к опере «Руслан и Людмила?», — подхватывает Дима.
Критики импровизации Элиот Картер и Булез наверное обрадовались бы, но нет, ничего из этого сыграно не было.
«Без ударных нужен четкий баланс, сыграешь чуть иначе, и — скучно, — завершает Дмитрий очередную композицию. «Дима, тебе не было скучно?», — спрашивает ведущий этого концерта Максим Коломиец. Ему отвечают, как положено — музыкой.
После концерта Kyiv Daily задает вопросы исполнителям.
Назар, ваши впечатления от концерта: это похоже на хоум-видео или вы почувствовали теплоту живого общения?
— О так (посміхається). Можливість експериментувати з іншим фанатом свого інструменту – це точно про задоволення.
Что вам понравилось-не понравилось, получилось-не получилось?
Назар: Дуже сподобалась невимушена атмосфера і можливість спілкування з глядачами. Вийшло/не вийшло – то скоріше до слухачів питання. Як на мене, було цікаво.
Выступать с концертами (даже вот таким образом) для артистов — это важно?
Назар: Аякже (посміхається). Для більшості (в тому числі й для мене) живі концерти є найціннішими хвилинами в професійному житті. Записи не дають можливість відчути й половини тієї магії, що твориться під час живого виступу.
Будете ли следить за афишей «Коры»?
Назар: Насправді слідкую з моменту її відкриття. Чотири рази виступав сам і мабуть з десять разів був на інших концертах Кори.
Что можете пожелать следующим гостям ночного шоу?
Назар: Бути максимально чесними і відкритими. Там працює дуже професійна команда, яка готова допомогти в будь-який момент. Вчора переконався в цьому ще раз)
Про контрабасистов все время (окей, часто) рассказывают анекдоты, и сами они рассказывают анекдоты и лайфхаки о себе и своем инструменте. Локдаун добавил что-то новое к этой традиции?
Назар: Бачив кілька постів від колег, про те, що вони навчились самі вставляти волос у смичок. Воно й не дивно – можливість вставляти найкращий волос в улюбленого майстра під час європейських гастролів пропала з логічних причин.
Звук — который не воспринимается как звук, а целая подземная буря, и эта фактура плывет, сгущается, с грохотом выбрасывает на поверхность (в уши) комок звуковой магмы, и затем уходит под землю, в неразличимый шумовой регистр. Бывает ли так у вас, Назар — вот вы стоите рядом, играете и разговариваете со своим контрабасом?
Назар: Звичайно буває. Найчастіше вибачаюсь за надмірно експресивну і подекуди брутальну гру.
Ваш солирующей контрабас — какой? Какой у него был бы характер, если бы он был человеком.
Назар: Зараз у мене їх два і вони абсолютно різні. Для нашого дуетного виступу взяв «дружбана». Унікальний інструмент. Він не образився за прогулянку в 10градусний мороз і тримав стрій весь вечір. Справжній друг. Інший мій інструмент то втілення в дереві «Балуваної Галі». Страшенно ревнивий персонаж, але якщо з ним полюбовно – він звучить нереально красиво.
Обычно контрабас + гитара — это просто джаз; что играете вы, какая это музыка? Джаз? Импровизация?
Назар: Мені здається, що до джазу наша гра не має ніякого відношення. Це скоріше якась вільна імпровізація. Тільки ж ми не обтяжували себе ніякими рамками. Просто реагували один на одного і все. Яка в результаті виходила форма – чорт його знає. Я ціную в музиці категорію переконливо/непереконливо значно більше аніж чистоту жанрів, форм і тд.
Дмитрий: Можно сказать и джаз, и фри-джаз, и свободная импровизация, и рок — все вместе. Во много это, конечно, отталкивается от того, что звучит со стороны гитары: будь у меня только акустическая гитара, то это было бы больше в стороне джаза. Но из-за электро-гитарных звуков эта грань немного смещается в сторону рока. Для меня один из первых примеров подобных дуэтов это дуэт гитариста Ральфа Таунера и контрабасиста Гари Пикока.
Дима, ты выстукаешь и в роли ведущего, и в роли артиста, как тебе кажется, ночные шоу «Коры» меняются?
— Постепенно становятся более легкими в подаче, как и хотелось с самого начала. Надеюсь дальше будет еще лучше. Публика постепенно начинает задавать правильные вопросы. Я имею в виду вопросы о том «зачем мы играем вот такое?!» и «что вы курите?!» — на такие вопросы отвечать интереснее всего!
Контрабас играет гораздо меньше нот, чем гитара. Когда звучит контрабас-соло, остается много пустого пространства, свободного от звука, практически «голая музыка». Какие задачи у тебя были в этом дуэте?
— Обычно я действую по стандартному принципу, к которому приучился еще со времен теории музыки и гармонии, что бас — это основа гармонии и аккордов. Во многом и отталкиваюсь от этого — от частоты игры баса, громкости, нот и т.д. Даже когда бас играет нечто шумовое и/или пуантилистическое — я рассматриваю это как либо «подклад» под что-то кардинально другое в гитарной партии, либо как диалог, на который я могу отвечать гитарными звуками.
Текст: Вика Федорина
Фото: Алина Гармаш
Напомню, выпуск «Поздних ночей Коры» ведет команда:
- Максим Коломиец и Дмитрий Радзецкий — ведущие
- Прямой эфир идет с использованием бинауральных технологий звука от Lamo Ukraine
- Следующий концерт «Коры» пройдет 20 января в 19:00, KORA Late Night Show #6 ВОЙТ — Володимир Войт (бандура) (experimental)
- Смотреть на странице KORA ART CUBE
- Вопросы можно задавать до, во время и после концерта
- Донейт нужен, донейт важен.