Бывает поэзия писателя-прозаика. Сейчас перед вами поэзия художника. Художник Сергей Святченко живет в сложносочиненных мирах — он родом из Харькова, это Украина. Живет в Виборге, его окружают датский ландшафт и язык, он смотрит на мир всегда немного со стороны — с позиции культурной традиции, связанной с семьей, памятью, корнями.
Его поэзия существует помимо и вместо условностей. Во всяком случае, литературная условность у Святченко — какого-то нового порядка: она не замечается в качестве таковой, выглядит как прямое образное высказывание. Как комментарий к жизни, картинка, слепок ее, — без претензий на цельность, без усилия (насильственного) сведения в цельность всего, что существует в мире дробящейся россыпью деталей.
Его поэзия без точек, почти без знаков препинания и традиционных метафор (вернее, она — сама себе метафора, вся, целиком). Иной раз — его поэзия — тождество слова и события, без того спасительного или сложного зазора между ними, в котором можно было бы отдышаться. Как само дыхание.
Это — первая публикация поэзии Сергея Святченко, премьера состоялась в Kyiv Daily. Это — избранные стихи, иллюстрации для них художник создал специально, как только они были собраны для этой подборки. Их можно читать. И разглядывать. И слушать — стихотворения читает автор.
Вот что написала о стихах Сергея Святченко Марина Арсентьевна Тарковская:
Перед вами, дорогие читатели, подборка стихотворений известного датского художника украинского происхождения Сергея Святченко. Прежде всего — он свободный человек, он свободен и в живописи, и в искусстве коллажа, и в фотографии, и в стихотворчестве. Он ищет и находит новые формы самовыражения, согласно «абстрактно-ассоциативной новой теории-эстетике удивления».
Я привыкла к стихам рифмованным, с пунктуацией, помогающей понять в строках акценты, сделать паузу, перевести дыхание. Здесь автор лишает нас такого подспорья. И нам приходится вчитываться и перечитывать его строки, чтобы проникнуть в его мир — глубокий и многослойный. Мысль автора пульсирует, живет, иногда она выражается только с помощью глаголов, иногда — неожиданных метафор и эпитетов («Искусство не знать / Искусство знать / Искусство играть/ Искусство скрывать…»; «Человек мишень», цифры, набитые знаками», «белая вода», «шершавые пальцы дня», «бездомная рыба»).Лирический герой — alter ego автора — в творческом или эмоциональном порыве может «взлететь к потолку» (вспомним кадры с взлетевшей героиней из фильма «Зеркало»), превратиться в великана, стоящего «на горизонте», где «слева и справа юг» (вспоминаются строки Арсения Тарковского «Я человек, я посредине мира…»). И вместе с тем, возвышающийся над миром обывательским человек уязвим — «Как уберечься от боли…?» и полон любви — к отцу («Папе»), к жене («Алене»). Чувство это — нежное и хрупкое: «Прозрачная пыль и крашенный много раз подоконник / Любили друг друга одну неделю / Но вот, по-моему, в понедельник что-то мокрое / Стерло любовь и наступил вторник». «Наступил вторник…» — безнадежная жизнь без любви.
Но ведь есть еще природа — вечная и целительная. С. Святченко полюбил природу северной страны Дании — ее лес, озеро, снега. Природа дает ему «энергию и веру», он одушевляет ее: «Без солнца нет жизни сказало солнце…», «Но главнее всех оказалась волна…», «…весенняя холодная вода убеждена в своей правоте».
Придирчивый читатель может найти какие-то огрехи в стихах С. Святченко, это его, читателя, право. Но вспомним слова великой Анны Ахматовой в ответ на критические замечания ее друга: «Мы должны любить и поддерживать друг друга». Автору стихотворений нужно всего лишь: «Немного любви и лести / Похвалы и одинокого успеха / Успеха, смешанного палитрой красок и намазанного на отгрызанный души и сердца кусок».
Марина Тарковская, писатель
*****
Летать
Взлететь к потолку
Посвистеть в углу
Подняться наверх
Передвинуть книги в ночь
Выпить кофе и лечь
И не спать до утра
А утром проснувшись
Умыться и снова
Взлететь к потолку
***
Человек – мишень в него летят фразы слова ситуации как стрелы
Одни пролетают вверху другие жалят как пчелы
А третьи бьют так сильно что не слышишь себя – веры
Как уберечься от боли
Одеть на себя метал или стекло?
Боль — это сигнал что все весит неровно
На чаше весов с одной стороны боль а другая еще свободна
Приказ
Комнаты расчерченные окнами и дверьми
Полы наполненные нами
А мы полные слов раскрывающих эти рты
Дни наполненные холодом
Холод наполненный теплом
Тепло наполненное нами
День полон сиянием растапливающим эти слова вами
Ошибки полные цифр
Цифры набитые знаками
Знаки полные фраз а мы полны словами
Отдающими этот приказ
Приказ наполненный буквами
Буквы полные чувств
Чувства заполненные нами
А мы полные силы отменяющей этот приказ
***
Раскрывая руки
Закрывая двери
Проходя сквозь щели
Забивая окна
Выходя через солнце
Завернувшись тенями
Заходя в тишину
Наслаждаясь светом
Сжимая пальцы
Открывая двери
Застревая в проходе
Превратившись звуком
Это ничто иное как МУЗЫКА
***
Искусство не знать
Искусство знать
Искусство играть
Искусство скрывать
Искусство льстить
Искусство лгать
Все это есть не что иное как
Сontemporary art
Тому времени
Я маленький флажок в руках судьбы
Воткнул в землю развивается
Тогда в мае 86 году на спуске
Время перемен все меняется
Как лето весна зима и осень
Люди встречаются
Коллажи соединяются
Журнал рождается
А по прошествии лет
Все повторяется
Флаги с сединой развиваются
Время меняется
А то и тогда
Никогда не забывается
Мы/Нам
Смотрю в окно
Дождь со снегом
Дорога смотрящая в след каждому из нас
Жили растили страдали радовались
По одному и вместе на раз
Я художник мне ни к чему красивый закат
На каждый шорох и звук
Я выпускал из рукава птиц
Готовя их впопыхах
Один из нас нашел себя здесь
Другой там а третий сейчас
Мы вместе сила
Нам не ждать благословенных удач
Мы просто верим тихим шагам невпопад
Алене
Предупреждать время чтобы не звонило так часто
Убеждать рассвет чтобы приглашал солнце
Упрашивать зеркало чтобы не обижало
Все это важно очень но смотря с какой стороны
Ведь с одной стороны время рассвет с другой зеркало
А посредине теплое ласковое нежное солнце
Но опять-таки с какой стороны
Со стороны с которой ТЫ
Папе
Как важно через годы и время
Разделённые на дни осознавать
Что рядом параллельно текла другая жизнь
Дававшая твоей то важное что через перелистанные годы
Соединит изменит или разделит
Те правильные и важные страницы
Закладками вложенными
В твою жизнь
Любовь
Прозрачная пыль и крашенный много раз подоконник
Любили друг друга одну неделю
Но вот по-моему в понедельник что-то мокрое
Стерло любовь и наступил вторник
***
Кто главнее песок волна или солнце
Написанное на песке не выгорит на солнце сказал песок
Без солнца нет жизни сказало солнце
Но главнее всех оказалась волна
Смыв написанное на песке и как-то очень странно
Слева направо затмила солнце
***
Ты бежал по бегущей весенней холодной воде как собака по следу
Палкой подталкивая листья несущиеся наперегонки
Вода накрывала убеждённая в своей правоте и с такой силой била
С какой палки в твоих руках выковыривали листьев цвет внизу слева
И вот конец огромная мутная зеркальная гладь огромная как море
И ты вскочивший в нее впопыхах прищурившись от яркого солнца осколками
Сырости ударившим в глаза как ложь прошедшего года
****
Собирая звёзды на пальцах
Как белый снег на траве.
Перебирая воздух в губах
Холодных как лёд
Ты выплюнешь всё
Слоистой водой
И поплывёшь как бездомная рыба во тьме
А еще разрешишь всем встречать свет вчерашний
И звёзды не на земле а на твёрдой прозрачной
Серебряной воде
***
Я по деревьям ползал гусеницей пушистой
Желтым цветом черешен набивая рот
Теплом прикрывшись спал в красной вате
В черный свет выходил на серый лед
С холодных деревьев стряхивал снег
Звуки воды собирал со дна
Время тогда оказалось таким близким опять
Опять после долгого зимнего сна
Это
Выбранный свет –это символ
Надежды
Той веры когда размахивая мыслями
В шершавых пальцах дня
Глотая воздух времени
Таблетками шурша
Уединившись в сторону
В тень будущего дня
Я прошепчу губами НА
***
Что нужно для успеха
Художнику чьи чувства и время
Взвешены на глазок
Немного любви и лести
Похвалы и одинокого успеха
Успеха смешанного с палитрой красок и
Намазанного на отгрызенный
Души и сердца кусок
***
Я стою на горизонте
Линия на моих ногах
Юг справа и слева
Север назад
Солнце внутри меня и греет так
Как огонь лижет горла играющих с ним
Шутов-солдат
Бежать идти ползти октябрь ноябрь снег
Я прошу держи себя в руках
Ты одинокий солдат
А шут где
Он в тебе до тех пор пока не прикажешь ему
Уйти навсегда
Маме
Легкой походкой подпрыгивая как воздушный шарик
Ты давала по чайностоловой ложке мне то что сама считала
Это была радость и грусть обиды слезы непонимания и гордость сразу
Слетая птицей вниз захватив с собой всю себя как душа в душу
И что-то ещё сладкое что в кармане лежало.
Вор
Достань кирпич и глину
Лопату и ведро
Сложи замажь заклей
Построй себя согласно представлению о том кто Я
А ночью после представления
Ты украдешь в себе тот клей кирпич и глину и
Многое другое и
Вынесешь во двор.
А разложив и спрятав вместе
Потом крадясь на цыпочках домой
Ты вдруг увидишь на стене 17 букв
Интеллигентный вор