5 октября в Доме звукозаписи Kyiv Symphony Orchestra играет концерт, посвященный Украине. Это она — золотая и зеленая.
В концерте прозвучит Симфония номер 5 Бориса Лятошинского, и премьеры — Прелюдия и Espenbaum Максима Коломийца. И сочинение «Ігор, ти поспішаєш, ти жмакаєш думки» Игоря Завгороднего. Все концерты оркестра под управлением Луиджи Гаджеро похожи на сов — в смысле они не то, чем кажутся, когда читаешь прекрасно составленную и так же прекрасно написанную программу. Они глубже, интересней, они полны неожиданных знаний и смыслов, которые станут доступны зрителю, как только он решится, отложит дела и войдет в зрительный зал.
Судьба всех пяти симфоний Лятошинского — непроста (простите мне этот штамп). Первая симфония полна романтических порывов, ее изысканные, рафинированные музыкальные темы напоминают позднего Скрябина. Вторая симфония (1938 год) была запрещена правительством, как произведение «формалистическое и антинародное» и никогда не звучала на концертах при жизни композитора. Пафосная и трагическая Третья симфония написана в 1948 году, первой редакции симфонии был предпослан эпиграф: «Мир победит войну», основная тема симфонии — борьба добра и зла. После первого исполнения на пленуме Союза композиторов Третья симфония оказалась под ливнем партийной критики, Лятошинский был вынужден написать вторую редакцию и переделать скерцо и финал, заменить трагический финал на «реалистически- оптимистичный». Но симфония осталась жива. Третью симфонию реабилитировали не так давно, в начале 2000-х. Пятая симфония — «Славянская» — мощная, но некрикливая, беспокойная, драматичная, с красивым, внятным колокольным соло и неожиданным (по воздействию) финалом. Борис Лятошинский жил и писал в горькое и трудное время. И наконец мы его услышим.
Музыка Максима Коломийца звучит в Европе чаще чем в Киеве. Его сочинения можно услышать на больших европейских фестивалях – новой музыки в Дармштадте, Randfestspiele в Берлине.
Kyiv Daily попросил Максима рассказать о сочинениях, которые прозвучат на концерте: («Целан — не Роза Ауслендер, у него нет конкретных географических привязок, он не писал как она, просто и прямо о любви к Черновцам. Музыка, современная Целану — очень несвободная музыка несвободной страны, вам это мешало? Ваша Прелюдия выдерживает такие же целановские иносказания?»)
Вот ответ композитора:
«…Отсутствие привязок к конкретной местности и является для меня самым любопытным фактом. В этом смысле наши с Целаном ощущения родины совпадают: для него Черновцы, как и для меня Киев, сами по себе являются родиной. Но я, разумеется, считаю Киев Украиной. Вопрос был в том, считал ли Украиной Целан Черновцы? Ведь во времена его юности это была территория другой страны. Но вот я нашёл стихотворение, где он пишет о своей матери и вспоминает Украину. Стало быть да, считал. Возможно он не считал Украину своей родиной, но считал свою родину Украиной. Простите за каламбур. Косвенно, только в одном лишь стихотворении, но он об этом говорит.
Что касается прелюдии, она очень контрастна по характеру Espenbaum и не связана напрямую с текстом Целана. Однако я использовал в ней схожий тематический материал. Тема, с которой начинается прелюдия, в разных вариантах звучит в Espenbaum. Это малая секунда и секста (или септима). Этот «ускользающий» ход символизирует для меня отрыв, расставание, побег из любимой родины. Побег невозможный, потому как родина — есть часть тебя, твоя родина во многом и есть ты».
Композитора и скрипача Игоря Завгороднего после «Концерта, который сломался», прозвучавшего на фестивале Bouquet Kyiv Stage, можно представлять так: выдающийся мультиинструменталист. Не известно (по премьеры, по крайней мере), насколько его сочинение «Ігор, ти поспішаєш, ти жмакаєш думки» отвечает украинской теме концерта. Безусловно — это произведение украинской музыки последнего поколения. И в этом смысле на концерте возникает еще одна кольцевая рифма, смысловая коннотация, которая звучит банальней, чем является на самом деле: Лятошинский — Завгородний означают здесь связь времен и поколений. Неразрывную. Украинская музыка жива. Она — интересная. Она — «Золота і зелена». Кстати, Игорь не сможет присутствовать на концерте, он будет играть концерт в Граце, сочинения Максима Коломийца.
Текст: Вика Федорина
- Когда: 5 октября, 19:00
- Где: Дом звукозаписи Украинского радио, ул. Леонида Первомайского, 5В.