Kyiv Daily пообщался с Евгением Самученко, одним из самых известных украинских travel-фотографов, обладателем множества международных наград, в том числе четырех Золотых медалей FIAP, Кубка HIPA, который входит в 10-ку лучших фотографов мира по версии GPA (Китай).
Работы Евгения Самученко выставлялись в Украине, Великобритании, Польше, Италии, ОАЭ, Турции. Его снимки регулярно публикуются в таких мировых СМИ и ресурсах как National Geographic, BBC, CNN, The Times, Wikimedia, UNESCO, др.
Что означает ваш творческий псевдоним Q-lieb-in?
— Он возник за несколько лет до моего серьезного увлечения фотографией. Меня с детства привлекал изобретатель Иван Кулибин. До сих пор считаю его Илоном Маском своего времени. У него много классных проектов: мосты, бытовые предметы… В детстве я тоже любил в чем-то поковыряться, что-то соединять, конструировать, поэтому меня часто называли Кулибин. Но для псевдонима это было слишком просто. Я решил проявить креативный подход, ведь в свое время я профессионально занимался наружной рекламой. В итоге я разложил его на три слова — Q-lieb-in, середина слова «lieb», что на немецком значит «любить». Почему именно любовь? Потому что я очень люблю все, что делаю. Слава Богу, что у меня есть возможность заниматься только любимыми делами.
Когда к вам пришла любовь к фотографии?
— Первая заинтересованность фотографией была в возрасте 13 лет, мне отец подарил камеру. Это была простая черно-белая пленочная камера. Я снимал на пленку, сам ее проявлял, развешивал в ванной свою фотолабораторию и никого туда не пускал. C благодарностью вспоминаю те времена, потому что именно изображение на бумаге, этим старым аналоговым способом — это просто магия. Рекомендую каждому посмотреть как рождается изображение на бумаге. Наверное, этот момент являлся для меня ключевым в выборе фотографии как ремесла. Потом я достаточно долго занимался рекламным бизнесом, и фотография отошла на второй план. Но я рад, что 8 лет назад я снова осознанно вернулся к фото. У меня больше нет бизнеса, я осознал, что единственное мое призвание — это фотография.
Вы мастер ночной и пейзажной фотографии, почему выбрали именно эти направления?
— Я занимаюсь travel-фотографией, которая включает много жанров. В ней есть все, кроме постановочной фотографии, поэтому этот жанр и привлек меня, travel-фотограф должен уметь снимать все. Его задача показать свои впечатления от путешествия.
Ночная фотография — это очень сложный жанр. Вы удивитесь, но у вас ничего не выйдет, когда в первый раз вы попытаетесь снять, например, «Млечный путь». Дело в том, что все вспомогательные вещи, к которым мы привыкли днем — автофокус, автозамер экспозиции, просто не работают. Ночью камера становится слепой и решать за камеру должен фотограф. Поэтому хороших ночных снимков очень мало.
В ночной съемке меня привлекла сначала техническая часть, я увлеченно пытался добиться хорошего результата. Потом пришло осознание того, насколько мы малы в огромной Вселенной. Просто задумайтесь, что мы видим свет звезд, который в среднем произошел 400 лет назад. Если взять скорость света, то до нас доходит свет примерно Христофора Колумба. И сам этот факт очень завораживает. Еще один фактор за осознанным наблюдением ночного неба — это чистая медитация. У вас не звонит телефон, вас никто не отвлекает, так, как все родные и друзья спят, в это время вы на полную наслаждаетесь ночным небосводом.
Где вы учились искусству фотографии?
— Большую часть я изучал самостоятельно. Кроме этого, я до сих пор посещаю мастер-классы по разным тематикам, несмотря на то, что сам уже около 4 лет обучаю студентов. Мне не так интересно изучать технику, как узнавать, чем дышит человек, работы, которого меня вдохновляют.
Что вы хотите донести своими снимками?
— Красота природы — это один из ключевых месседжей, который я пытаюсь донести в мир своим фототворчеством. Бог, природа, Вселенная — настолько все идеально создают, что гармоничнее придумать и расставить самостоятельно даже не удастся. Я стараюсь замечать такие моменты по всему миру и делится ими. Мне нравится, когда люди даже на минуту останавливаются, отрываются от привычного рутинного ритма жизни, просто смотрят мои фото. Возможно, это станет источником изменений для них, заставит задуматься над нашей миссией на Земле, задачами каждого.
Что вас вдохновляет – в работе и в повседневной жизни?
— Красота. Я пытаюсь ее замечать буквально во всем, в каждой минуте своей жизни. Например, в брызгах моря, чашке кофе с красивой пенкой, игре света. Я благодарен Богу, что он подбрасывает такие моменты. Иногда просто смотрю, не снимаю. Красота — это то, что движет мною по жизни.
Какая съемка из вашей карьеры вам запомнилась больше всего (и почему)?
— Сложно сказать. Это скорее привязано к месту, или к каким-то случаям, иногда опасным, иногда — курьезным. У меня есть снимок «Пещера Гуптешвар», он снят в Непале. Пещера является частью каскадного водопада и находиться достаточно высоко над уровнем моря. Она очень красивая внутри и для того, чтобы сделать хороший кадр, мне надо было залезть за туристическое ограждение. Я снимал на широкоугольный объектив, это требовало довольно близкого присутствия к объекту съемки. Я спустился еще ниже и по камушкам пытался пробраться, внизу был водоем. В итоге я поскользнулся и по пояс оказался в воде, я даже не знал какая там глубина. Сзади у меня весел рюкзак с фототехникой, к счастью, он был на том уровне, куда не доставала вода. Я мог бы поскользнутся и вообще упасть. Этого не случилось, кадр получился шикарным.
Что вас вдохновило на создание фотопроекта «Однажды на Марсе». Как и где проходила съемка?
— Это один из первых моих осознанных фотопроектов, съемки проходили в прекрасном месте — Куяльницком лимане Одесской области. Там просто космический пейзаж, старинные деревянные столбики, где добывалась соли, некоторым из них более 100 лет.
В летнее время по естественным причинам и из-за влияния человека он пересыхает и превращается в довольно драматичный пейзаж. И в то же время он красивый, эстетичный. Конечно, к проблемам лимана нужно привлекать внимание людей, это уникальный водоем, и возможно, можно еще что-то сделать, чтобы сохранить его для наших потомков.
Это место меня очень вдохновило, я решил снимать ночью во избежание каких-то дневных обыденных факторов, например, едущих на заднем плане машин. Я хотел передать эту космическую атмосферу, чтобы окунуть зрителя в атмосферу другой планеты. Проект снимался больше шести лет, сейчас он стоит на паузе. Пока не знаю, продолжу его, или нет. Сейчас он объединяет 21 снимок, хотя материала, конечно, отснято значительно больше. Этот проект выставлялся в шести странах мира и буквально недавно снимок из этого проекта был представлен на фестивале в Манчестере в категории «Экология», к нему и сейчас приковано достаточно много внимания.
Сколько стран вы посетили? Какие из них поразили вас больше всего и почему?
— Больше 36. Последних полтора года я никуда не выезжал, потом несколько поездок у меня отвалилось. Больше всего меня впечатлили Гималаи и Исландия. В Непале я был 4 раза и надеюсь пойти еще. Гималаи для меня — это еще и место силы, очищения. Ты каждый раз возвращается после него другим человеком, обновленным, отваливается все лишнее, все что накоплено повседневностью. Ты понимаешь, что можно довольствоваться малым, и становишься более гармоничным. Рекомендую хотя бы раз в 3–4 года ходить в гималайские треки для того, чтобы лучше понимать себя, свою природу.
Исландия — это небольшая страна, но в ней сконцентрировано невероятное количество чудес свет: от Северного сияния до айсбергов, гейзеров, вулканов. Я взрослый человек, но удивлялся там буквально всему, как ребенок.
У вас было одиночное путешествие по Китаю длительностью в три недели, вы преодолели больше 20 000 км, повторили бы его? С какими вызовами вы столкнулись?
— Я люблю Китай, был там четыре раза, в том числе, на церемонии награждения. Я вошел в ТОП-10 фотографов мира по версии GPA.
В одиночном путешествие было достаточно непросто, для того, чтобы добраться до глухих деревень, например Дайжай, нужно было доехать на локальных автобусах, которые маркированы иероглифами. На английском там вообще никто не говорит, а Google-переводчик не работает. Я начал запоминать иероглифы как ассоциации. Например, один похож на лесенку, другой на елочку. В целом получается какой-то театр, ты начинаешь взаимодействовать с внешним миром: показывать все на пальцах и теле. Когда я хотел есть, смотрел, что они едят, и заказывал примерно то же. Как бы ты не готовился к такой поездке, сюрпризов всегда будет много. Но это круто, ведь в таких поездках ты учишься доверять миру, людям. Если будет возможность испытать что-то подобное, то я обязательно поеду еще.
Ваш снимок «Лемурийское озеро» был опубликован на развороте печатного National Geographic Traveller. Что вы испытывали в тот момент?
— Конечно, мне было радостно. Я пытаюсь использовать любую возможность показать свое творчество. Я думаю, что для этого мы и творим, чтобы потом делиться с миром, людьми. Тираж этого журнала был около 500 000, он распространялся в нескольких странах мира. Радостно вдвойне, что это фото из Украины. И я считаю, что тот шум, который случился после выхода этой фотографии, увеличил количество украинцев, которые посетили это место. Наши люди начинают ценить родные места, когда и за границей о них начинают говорить.
Через ваши снимки многие люди в разных уголках мира открывают для себя Украину как страну, интересную для путешествий. Вы ставили себе такую задачу?
— Моя миссия — показывать красоту мира и Вселенной, без разделения границ. Из-за локдауна я перемещался только по Украине. И у нас действительно очень много красивых мест, которых хотеться показать.
На многих международных фотоконкурсах, например в Nature.org (США), Travel Photographer of the Year (Великобритания), Sony World Photo Awards, вы являетесь единственным представителем от Украины. Почему так?
— Сложно сказать. Я вижу в этом две причины. Первая — это лень, или нежелание тратить время на участие в конкурсах. Есть немало даже крупных бесплатных фотоконкурсов, но на них нужно потратить время. Вторая — страх сделать первый шаг. Возможно, считают, что недоросли до этого. Мало наших соотечественников участвует в таких конкурсах. Я могу привести пример Китая. Там фотографов очень много, они везде. Среди них есть безумно талантливые, упорные, но в первую очередь, они берут количеством участия. Ведь, для того, чтобы стать победителем, нужно хотя бы поучаствовать.
Как добиться международного признания?
— Нужно стремиться использовать все доступные каналы, на которые хватает время, для того, чтобы показать свое фототворчество миру. Это могут быть выставки, соцсети, направленные на фотографии, и самое главное — участие в международных фотоконкурсах. Это очень быстрый шанс получить мировую известность. Например, вы выиграли, или вошли в шорт-лист Sony Photo Awards. На следующий день ваш снимок попадает в множество мировых СМИ: BBC, CNN, Daily Telegrph, The Times. Несколько недель ваша фотография пролетает среди тысячи зрителей. После этого приходят запросы от кураторов на проведение выставок, письма от коллекционеров…
Как монетизировать свое творчество?
— Я не могу сказать, что фотография приносит мне золотые горы. Когда я занимался рекламой, то получал больше. Но сейчас я получаю гораздо больше от того, что я в гармонии с самим собой. В целом, мне хватает на свои потребности, путешествия.
Для монетизации есть два пути. Многие мои друзья занимаются стоковой фотографией. Года четыре назад я тоже побывал этим заниматься, но понял, что это совершенно не мое. Для меня это обесценивает хорошие работы. Хотя не не могу сказать, что это неэффективно. Если вы ежедневно готовы выполнять немного рутины (а загрузка на стоки — это 90% рутины и 10% творчества), то можно достаточно неплохо зарабатывать. Я пошел другим путем. Мои работы иногда покупают коллекционеры, приобретают различные издания для публикаций и своих целей. Каждая моя работа продается по индивидуальному контракту. У меня простой совет — будьте самим собой, занимайтесь тем, чем вам интересно.
Кто вас вдохновляет из международных фотографов?
— Майкл Кенна — один из любимых фотографов, который очень повлиял на мое фототворчество, Стив МакКарри и Грегори Колберт. Документальный проект Колбрета «Пепел и снег» я рекомендую посмотреть каждому, кто увлекается фотографией. Это медитативный фильм, каждый стоп-кадр этого фильма — это шедевр.
Cъемка вашей мечты – она какая? Опишите ее. Что вы бы еще хотели поснимать и где?
— Мои dream places — это Новая Зеландия и Боливия. Обе поездки требуют достаточно много финансов и времени. Такие съемки есть смысл планировать где-то на полтора месяца.
Над чем вы сейчас работаете? Есть ли у вас запланированные экспедиции по Украине, других странах мира. Расскажите об этом подробнее.
— Сейчас сложно что-то спланировать. Я, наверное, смирился с тем, что я ничего не планирую. Сейчас работает такое правило: «Стой здесь, иди сюда». Недавно мы с друзьями с разных стран собрались и встретились в Стамбуле. Я надеюсь, что если будет такая динамика, как сейчас, то осенью мне удастся пойти на трек в Непал, уже давно не был в Гималаях.
Как пандемия повлияла на вашу деятельность?
Сразу закрылись некоторые направления, которые были доступны всегда, например, Моравия. Раньше сел себе на машину, 1500 км, и ты на точке съемки, таких возможностей было множество. Но благодаря этому ты больше снимаешь в Украине, разведуешь что-то новое, необычное: увидел в Instagram то, что вдохновило, и поехал.
У меня очень много не разобранных архивов, поэтому пандемия — это хороший повод ими заняться. Ты еще больше начинаешь ценить возможность легкого и доступного перемещения. Сейчас хороший повод немного притормозить и подумать, а тем ли ты вообще занимаешься. Я считаю все, что нам дается Вселенной, нужно принимать радостно, и уметь с этим взаимодействовать, нравиться нам это, или нет.
Что бы вы посоветовали молодым фотографам, которые только начинают свой путь?
— Будьте искренни в своем творчестве. Старайтесь снимать то, к чему лежит ваша душа, пропускать все через себя, самовыражаться через фотографию. И даже если изначально ваши работы будут казаться кому-то странными, их будут критиковать, идите своим путем, несите свою любовь, взгляды, видение, через фотографию. Это ваше тотальное самовыражение, не оглядывайтесь ни на кого. Именно этот путь рано или поздно приведет к успеху. Техничность, правила…. — это все важно, но в процентном соотношении от этого зависит где-то 30% успешности кадра, а 70% — это ваши внутренние чувства. Должны быть мурашки по коже, когда нажимаешь на кнопку затвора.