Краски Анатолия Лавренко — это такая рифма к ресторану BARVY, в котором проходит выставка его работ.
Как вы познакомились с Александром Журавлевым?
— В октябре прошлого года он приехал ко мне в мастерскую. Я показал ему свои работы. Он смотрел, фотографировал, потом сказал: «В следующем году проводим выставку в «Барвах», и уехал.
Я заинтересовался этими «Барвами» — название красивое. В Интернете узнал, что это не галерея, а ресторан. Передо мной тут прошла выставка Шерешевского, были и другие художники.
Давайте представим, вот мы вошли и смотрим по сторонам, и говорим о первом зале.
— В Полтаве у меня проходила выставка «Валёры» («валёры» — это нюансы, градации одного цвета, в простонародье – «растяжки»). Раньше были художники-валеристы. Известный французский валерист Камиль Коро добивается нюансов при помощи одного цвета. Поль Сезанн повторял: «Я не валерист». То есть все как-то держали это в голове. Можно строить работу на контрастах, а можно – на валёрах. Эта работа тоже построена на системе валёров, картина называется «Рухливі тіні», берётся два цвета: коралловый и травяной. Здесь , — мы переходим к следующей работе, — в основе лежит краплак розовый прочный. Если в него добавить капельку тёмного цвета, он становится тёмным. Если просто лессировать, то выйдут разные тона и разные цвета. Это своего рода нюансировка.
Получается, что зал нюансов?
— Можно и так сказать. Это (кивок) — пейзаж. Видите лодочку, девушек?
Конечно.
— Все словно купается в тёплом жёлтом. Это было продумано специально — сделать концептуально тёплую работу, не выскочить с неё: не уйти в холод. Это такая серия, а тут на выставке только одна работа. Я делал серии с помощью нового цвета – турецкого зелёного. С помощью этого цвета я делал валёры, лессировку – объединял разные цвета с красным. Кстати, такая живопись зависит от цвета, освещения: днём она выглядит так, а ночью – иначе. Мне очень нравится кремовый цвет стен этого зала – работы выигрышно смотрятся.
Мы движемся по кругу и дальше
— Эти большие деревья смахивают на минимализм. Я думал, что бы туда ещё добавить? Чего там не хватает? У меня постоянно такие сомнения. Художник начал работу, но не знает, что же его ждет дальше. Мы привыкли к тому, что на картине должно все быть зарисовано. Но ведь глаз должен отдыхать, глазу нужна свобода, фактура. В принципе тут тоже два цвета: белый и красно-коричневый, загадочный.
Темный – это скорее винный?
— Да, но это холодный винный оттенок, даже фиолетовый. У меня есть подобные цвета. Когда я открыл этот цвет, я балдел. Вот кому надо памятник ставить — тем кто придумывает эти цвета!
Как вы открываете для себя краски?
— Их надо любить. Я связан с красками. Живописец мыслит цветом, рисовальщик – тоном. Цвет диктует форму. Все смотрят на пропорции человека, а я смотрю, какого цвета его лицо и волосы. Вижу глубокий серо-зелёный цвет, а это уже толчок к картине. Я люблю сложные цвета. Здесь (кивок в сторону следующей работы) все тоже построено на валёрах. Мне самому не совсем понятно, что там нарисовано.
Зима, дома, деревья. Сказка!
— (пауза, соглашается) Ага. Эта картина очень зависит от цвета и ощущений. Тут нет коммерческой цели.
Почему же не коммерческая? Рассматривать ее — сплошной релакс. Такие картины должны раскупать.
— (впервые смотрит на меня заинтересовано, кивает) Может быть.
А эта золотая?
— Эта картина называется «Арочный мост» – акварельный стиль, на основе масляных красок. Просто добавлено много-много разбавителя.
А эти деревья?
— Я уже не помню ее название. Просто деревья. А это просто зелёный цвет. Здесь я соединил изумрудный цвет с колькотаром, капут-мортуумом.
У нас впереди большой зал, мы идем смотреть работы, справа на лево.
— Это деревья, «Валёры», «Тихая осень» нарисованы цветом писчей бумаги или мокрого песка. Я старался выдержать в этом цвете всю картину.
Для эффекта старинного манускрипта?
— Можно сказать и так. В этих моих картинах можно увидеть полутона. От этого рисунка уже не могут оторваться. Темную линию здесь мне пришлось закрашивать. Я ставлю себе такие…. самоограничения. У меня нет такого: главное, чтобы картину кто-то купил, или я кому-то понравился. Главное – чтобы нравилось мне. Получается, я ставлю себя выше зрителя.
И на что тогда живет художник?
— Иногда мои работы покупают. Всякие же есть люди. Если нет денег, я рисую зиму. Я её делаю не суровой, а белой, пушистой, светлой.
Тоже валёрами?
— И контрастами. Это ведь смотря как объяснять зиму. В словаре Даля зима представлена разными эпитетами: морозная, розовощёкая, белая, весёлая. В другом словаре написано про зиму такое: морозная, холодная, ужасная, вьюжная, страшная. А вот картина «Крізь рожеві окуляри». Тут меня пробило сделать картину полностью розовой.
Попытка идеализации?
— Если смотреть на мир сквозь розовые очки, то можно обрести счастье. А всякие переживания влекут за собой проблемы.
Попытка засчитана, переходим к работе, похожей на малахитовую шкатулку.
— «Синя вода», видите, люди купаются в речке?Сначала тела были в светлых тонах, потом я понял, что мне не хватает тайны. Коричневый цвет придал картине загадочности. Сочетание синего цвета с коричневым – это то же самое, что и гармоничные отношения. Это всё происходит эмпирическим путем, путем ошибок, смешивания, поиска сочетаний.
Перед нами — «Белые деревья», «Красные деревья» и «Белые и красные деревья». Очень хороши ритмически (кроме прочего). Спрашиваю про цвет.
— Это розовый оттенок, не красный. Здесь продемонстрирован краплак розовый прочный.
Вас ведь соцреализму и учили, вы сопротивлялись?
— Я начал воевать ещё в училище. В то время меня интересовали запрещённые художники, Модильяни, Филонов, Пикассо — формалисты.
Как вы пришли к тому, что обходиться в одной работе одной краской? Почему вам это стало интересно?
— Я привык экспериментировать. Это очень просто: нужно взять цветные очки (жёлтые, синие), или витражные стёкла, и посмотреть. Всё то же самое, только получается другой цвет. В этом принцип стёкол: зелёный цвет превращает всю картину в зеленую, красный цвет делают работу красной (и небо красное, и трава красная). Принципы живописи следующие: писать при дневном освещении легче, поскольку можно увидеть всю правду; при искусственном освещении рисунок выйдет другим — более тёплым или холодным. Всё меняется.
Вы создаёте собственную оптику и в неё играете?
— В принципе, да.
Чем вам помог опыт реставратора?
— Тогда я был слишком молод – 25 лет. Я копировал там многие работы. Это была своего рода учёба. Так приходит умение, ремесло…
Плюс терпение, смирение?
— Да. Вырабатывается усидчивость, скромность. Как говорится, экспрессионизм не пройдёт. Реставратору нужно делать всё скрупулёзно. Это один из таких путей, по которому я не пошёл.
Я ведь – художник «перестройки». Я вступил в Союз художников в 1989 году.
Да, Перестройка, гласность и так далее.
— До этого я не попадал на республиканские и всесоюзные выставки. В 1987 году мне исполнилось 30 лет. И я попадаю в Киев и в Москву. Мало того, у меня ещё и покупали картины. Тогда не было такого понятия, как «продажа картин». Я работал оформителем, ставка 200 рублей.
А раньше работал в стол. Для выставок просто взял старые работы, оформил.
Я не понимал, зачем я рисую… Хотелось. Потом кто-то, другие художники, заметили, что у меня получается колорит. Оказывается, не каждый художник способен выразить колорит. Это не банальная вещь, колорит – внутреннее чувство цветовой гармонии. В музыке говорят: «Тебе медведь на ухо наступил». У художника все видно на холсте. Музыканты барабанят своё, художники – своё.