В Киеве есть неглавные, тихие музеи. Никто (кроме разве что туристов) понятия не имеет, что в них происходит: не знает-не помнит-со времен школьных экскурсий не заглядывал. Дизайнер и организатор выставок Александр Журавлев, фотограф Павел Мазай и Kyiv Daily открывают двери таких музеев и рассказывают, чем они живут. На этот раз мы открываем двери Историко-мемориального музея Михаила Грушевского.
Письма украинцам
До того, как написать текст в жанре «Что я видел?» о музее, мы были в нем несколько раз без Павла (и значит, без фотографий) — Павел был в отъезде.
С Пашей (а все музеи, двери которых мы открываем, вы видите его глазами, через объектив его камеры) мы идем в музей отдельно, встречаемся у красного корпуса Киевского университета, — он тут учился, Паш, — получил за студенческую работу золотую медаль, а в 1894-м, окончив университет, кафедру во Львовском университете.
Музей историка и создателя Украинской Народной Республики (и украинского нарратива) Михаила Грушевского в пяти минутах ходьбы, на пересечении улиц Льва Толстого и Паньковской. Идти близко, мне не хватит времени, чтобы рассказать Паше все, что уже знаю, в музее работают так, что посетители (а значит, и я) ЗНАЮТ, о ком музей.
Что в нем можно увидеть?
Уникальное собрание фотографий Михаила Грушевского и его семьи.
В фондах музея хранятся (и выставлены на стендах) оригиналы писем членов семьи, известных деятелей науки и искусства, работы ученого, издания под его редакцией, книги из личной библиотеки. Знаменитый портрет дочери Грушевского Екатерины работы Ивана Труша, подаренный музею коллекционером Федором Зернецким.
Экспозиция разделена по смыслу: на втором этаже историческая экспозиция размещена в четырех комнатах и следующих разделах: Семья, фамильное дерево Михаила Грушевского /Гимназические и университетские студии/Михаил Грушевский – профессор первой в Украине кафедры истории /Труд «История Украины-Руси» / Научное общество Шевченко во Львове и Украинское научное общество в Киеве под руководством Михаила Грушевского / Историческая школа Михаила Грушевского / Политическая и публицистическая деятельность /Грушевский – глава Центральной Рады УНР /Эмиграция /Период ВУАН (Всеукраинская академия наук) / «Почетное» изгнание. На третьем этаже — мемориальная квартира Михаила Грушевского.
Музей невероятно нормальный с эстетической точки зрения — тут нет безвкусицы, нет пластиковых штор, каждая дверная ручка и торшеры выдержаны в сдержанной стилистике конца XIX—начала ХХ века, а в интерьере остроумно и последовательно цитируется Василий Кричевский, и еще — с инклюзивной (человеческой), в музее есть лифт и пандусы.
Пространство музея живое, он — не склеп, тут работают со знаниями не для отчетов и галочек. Конечно, музей занимается и своей невидимой посетителям научно-исследовательской работой — изучает наследие Грушевского, его родословную, судьбы его родственников и учеников. Сотрудники участвуют в семинарах, пишут работы, результаты их научных изысканий видны в трудах, которые публикуются в журналах Украины и за ее рубежом, в докладах тематических и юбилейных конференций.
Просто результаты этой научной заинтересованности — человечные, если хотите — личные (Грушевский сотрудникам музея нравится, он им интересен), это видно, сразу, вы входите, и…. но лучше не так — вы записываетесь на экскурсию, (заранее, потому что запись ограничена) например, на экскурсию «Позаочi». Приходите, получаете программку (в ней — действующие лица, место и время действия), и попадаете в 1920-е годы, на академический юбилей. Журналистки (их роли исполняют старшие научные сотрудники музея) опоздали на 60-летний юбилей Михаила Грушевского, но расспрашивают дворника Петра Пилюченко и домработницу Теклю Чик (в ее роли — директор музея) как живет пан Профессор, кто его поздравлял? А что дарили? О чем говорят «в круге» Профессора?
Это не грандиозная драматургия, но свою задачу — популярное введение в жизнь (быт и научную среду) экскурсия выполняют отлично.
«Позаочi» — строит мост между буднями историков (закрытые двери, исследования, конференции) и городом, людьми, которые знают: есть такая улица в Киеве, и еще портрет Грушевского отпечатан на банкноте в 50 гривен.
Другой уровень подготовки и возможность поговорить о Грушевском предполагает импреза (представление, игра) «Кавові Історії Грушевських» — если говорить языком маркетинга, эта экскурсия — оглушительный, идеальный опыт популяризации музейного продукта.
Вас провожают на третий этаж, в дальнюю комнаты, салон. Несколько кофейных столиков, скатерти-салфеточки. Венские стулья с гнутыми спинками, оттоманка. Кофе. Гостям наливают кофе, наливают его и директору, Светлане Михайловне Паньковой. И она начинает беседу. Грушевского-интеллектуала знают все, кто интересуется украинской историей. Светлана Панькова рассказывает о том, как он общался вне работы, с кем (отец, Антонович, Конисский, Франко). О сближениях и личных историях. О дневниковых записях и записях расходов (кофе, вино, книги, букет). Какие кофейни и какой кофе любил. О первой влюбленности. О том, что же это за сорта — Sub divo и «Професорiвна».
У «заваривания» кофейных историй (и игры-стратегии «Незалежнiсть», и экскурсии «Позаочi) — секрет один, — фантастическая заинтересованность. Кофепитие длится долго, кофейные истории сменяют друг друга, потом наступает послесловие — никто не спешит уходить, Светлана Михайловна отвечает на вопросы, потом предлагает: «хотите посмотреть кабинет?»
Конечно, все хотят. По дороге в кабинет мы спрашиваем — можно ли попасть к ней на обзорную экскурсию по музею. — «Не советую. Я могу четыре часа без остановки рассказывать, кто это выдержит».
По дороге в кабинет мы задерживаемся среди экспозиции, посвященной следствию над Грушевским, «Пiд наглядом».
На стене — простой плакат со статистикой — сколько часов под следствием провел Грушевский, сколько агентов к нему было приставлено (и их псевдонимы), сколько страниц было в уголовном деле. В центре, огороженный ширмами, стоит стол, на нем папка с уголовным делом номер… и лампа, направленная на него. И два стула, продетые друг в друга — сесть невозможно, следствие окончено. Светлана Михайловна говорит: «мы не знали, как расставить стулья — друг напротив друга, и чтобы наши посетители могли сесть с любой стороны? А я бы не хотела оказаться ни с одной. Как сделать невозможным это простое действие? Мы поставили их вот так, слегка театрально, вышел исчерпывающий жест».
Мы разойдемся затемно, а позже я получу от Александра Журавлева сообщение: «это первый музей, откуда я не мог уйти пять часов».
В музее плотный график экскурсий, лекций — вы успеете на все, их повторяют, и это прекрасно. Здесь возвращают, приближают и поясняют Грушевского, вводят его (не икону) в повседневную жизнь киевлян, и это почетная доля музейщика.
Диалоги после:
«Мне тут было интересно, — говорит Саша, — понравились «Кофейные истории». Огромное достоинство в том, что можно задать вопрос, любой, и Светлана Михайловна (и наверняка, другие сотрудники) ответит, на любой.
Нам показывают и рассказывают интересное, важные детали: где он сидел, как стоял, где скрывался, почему он скрывался, а бороду не сбрил.
— Меня поразила подготовка и качество экспозиции, — отметил Павел, —безукоризненно подобрано все: фотографии, документы, письма. И еще меня поразило то, что я впервые услышал об этом музее. Почему в главном городе страны, для которой Грушевский важен, музей не на слуху? Не понимаю.
Меня потрясло, просто покупаешь входной билет, не экскурсию, бабушки, которые обычно сидят на стульчика и берегут тишину и порядок, работают по сути экскурсоводами — «начинать нужно тут, вот родители, а вот та самая работа»…
Я хотел бы приходить на веранду музея и просто так. Просто зайти, заказать кофе, просто посидеть рядом и подумать, просто — вот в таком месте.
Справка:
- Музей Михаила Грушевского находится в доме, в котором в начале прошлого века жила семья Грушевских. Из трех зданий киевской усадьбы Грушевских сохранилось только это.
- Грушевский с семьей жил напротив — в построенном в 1908-м шестиэтажном доходном доме с мансардой, фасад дома был украшен в национальном стиле по проекту знаменитого украинского архитектора и художника Василия Кричевского. Красавец-дом был разрушен в январе 1918-го года, Грушевский, когда вернулся из эмиграции, застал на его месте пустырь.
- В уцелевшем до нашего времени особняке жили сестра Михаила Сергеевича, Анна (третий этаж) и брат Александр (второй этаж). На третьем этаже, в квартире сестры, после возвращения из эмиграции в марте 1924-го с женой и дочерью жил Михаил Грушевский. Сначала семья занимала две комнаты, а в конце 1929 года обустроили рабочий кабинет ученого, в котором он проработал до марта 1931 года до своего в отъезда в «почетную ссылку» в Москву.
- После смерти Грушевского в доме жили Александр (брат, историк и литературовед) и Екатерина Грушевские (дочь, этнограф и социолог, до ареста в 1938 году), вдова Грушевского Мария Сильвестровна (до смерти в 1948 году), жена брата Ольга Александровна, последняя хранительница семейного архива, передала его на государственное хранение в конце 1950-х, наследники сестры Анны. В конце 1960-х прямая связь этого особняка с Грушевскими прервалась.
- Музей на Паньковской создан в феврале 1992 года, почти сразу после провозглашения независимости Украины, полноценно работать начал в 2006-м.
- Каждую найденную и возвращенную деталь отреставрировали, утерянные объекты восстановили по фотографиям или сохраненным образцам. Личные вещи семьи Грушевских отыскали у родственников, которых смогли найти в Киеве, Львове, Стрые и в Соединенных Штатах Америки. Николай Томенко (бывший народный депутат, председатель «Родной страны») помог вернуть кровать из кабинета Грушевского (она была найдена в Бахчисарае).
ФОТО: Музей Михаила Грушевского, Павел Мазай
Время работы: с 10:00 до 18:00; понедельник – выходной; последняя пятница месяца — санитарный день.
Адрес: ул. Паньковская, 9; Тел.: +380 (044) 288-28-07; 288-28-82
Стоимость: входной билет 25 грн, для студентов и для пенсионеров — 10 грн; стоимость экскурсий – от 50 грн.