KORA Late Night Show номер 25, George Grydkovets / Эмбрион Бормана — это концерт из двух отделений — соло-гитара в первом. И саксофон, соло, во втором. Плюс завершающий общий сет.
В некоторые моменты музыканты играют так, будто медитируют. Мелодия кажется вероятностной и флуктуирующей функцией, она не задана и не определена исчерпывающе — напротив, она конструируется усилием ума как музыкантов, так и слушателей. Что-то рождается, как мысль, на наших глазах. Иногда же напротив, играют так будто им предоставили последнюю возможность взять в руки инструмент и нужно уместить в минуту как можно больше нот. У слушателей этого концерта «Коры» есть возможность, на мой взгляд, драгоценная: соприкоснуться с одной из форм чистой музыкальности, исследовать уголки царства звуков.
После концерта, как водится, Kyiv Daily задал вопросы музыкантам.
Георгий Гридковец
Как вы себя чувствуете в импровизации, какую предпочитаете — свободную или классическую?
— Чувствую погружение в музыку. Даже в самой свободной импровизации будут свои наборы приемов. На данный момент мне ближе импровизация заданная в определённых рамках, я ещё многому учусь, и ощущаю важность «присутствия в моменте музыки». Но также интересно играть музыку просто сходу, как будто сочинять в процессе, все что приходит и играется. Хотя и для этого важен багаж услышанного и сыгранного.
Что вы в игре используете вдохновенно и бесстрашно, а что — как обязательное (упражнение)?
— В игре стремлюсь использовать только то, что слышу внутри и то, что приходит в процессе. Вдохновенно и бесстрашно получается играть то, что одновременно слышишь и можешь осуществить технически.
Довольны своим выступлением в «Коре»?
— Рад, и благодарен, что это произошло.
Хотите ли попробовать сделать что-то сообща с Андреем Сидоркиным? Вам нравятся истории про коммуникацию?
— Да, это возможно.
Игоря Стравинского однажды спросили, для кого он пишет свою музыку. Он ответил: «Для себя и для гипотетического alter ego». Если бы вас спросили, для кого вы выступаете, как бы вы ответили?
— Музыка ощущается чем-то очень родным. Есть некое освобождение и соприкосновении с вечным. При этом она — это дело, в котором, работая, приходится преодолевать себя и расти. Ради этого и играю.
Андрей Сидоркин / Эмбрион Бормана
Ваши впечатления от концерта?
— Остался очень доволен доброжелательностью, отзывчивостью и профессионализмом организаторов. Спасибо им!
Что такое dark jazz / doom dub? + детский вопрос: Почему Эмбрион Бормана?
— Dark Jazz — очень медленная, вязкая и тягучая «ночная» музыка на грани эмбиента, в которой мало что происходит. Обычно, чтобы объяснить, на что она похожа, вспоминают саундтрек к сериалу Twin Peaks. Просто послушайте (если еще не слышали) Bohren and der Club of Gore, Dale Cooper and the Dictaphones, Somewhere off Jazz Street и т.д. Doom Dub — тоже неторопливая и меланхоличная, но уже намного более агрессивная и шумная музыка. В качестве reference, назову Necro Deathmort, Author and the Punisher и кое-какие проекты Джастина Бродрика: Techno Animal, Greymachine, некоторые альбомы Godflesh.
Я указываю стили лишь для того, чтобы обозначить даже не столько полюса, сколько узловые точки, поскольку в настоящее время дробление стилей достигло абсурдной детализации, в электронной музыке достаточно, например, слегка изменить тембр бочки или баса — и уже новый стиль. Это может быть полезно продюсерам, которые музыку продают, и диджеям, которым нужно собрать сет из треков, звучащих примерно одинаково. В любом случае, речь о музыке, производимой конвейерным методом.
У меня же стилевая привязка вторична, концепция же плюс-минус неизменна, разве что эволюционирует. Так что мне интересно, скорее, скользить и дрейфовать среди стилей и сопутствующих им знаков, обеспечивающих этих стилей опознаваемость и воспроизводимость — скользить нигде надолго не задерживаясь. И это созвучно моей личной наслушанности и любви к самой разнообразной и разнородной музыке.
А вот почему «Эмбрион Бормана» — не скажу. То есть я, разумеется, знаю, что это такое для меня, но не хочу останавливать ваш личный поток ассоциаций. Гораздо важнее то, что возникает в вашем воображении, в вашем ассоциативном поле, когда вы это слышите. Более автор вам ничего не хочет сказать. Автор хочет создать условия, в которых вы сами все скажете.
Для вас важна ваша личная музыкальная узнаваемость?
— Лично мне — нет. В рамках «Эмбриона», я скорее стремлюсь мимикрировать под что-то «уже слышанное». А если личная узнаваемость все же есть, это вопреки моим интенциям. Индивидуальный стиль все равно пролезет контрабандой независимо от авторских намерений, как его ни прячь. При условии, конечно, что автору есть, что сказать, что за ним стоит некоторая руководящая идея.
Что главное для вас в музыке, которую вы пишете и играете?
— Главное — убедительность. Убедительность относительно выбранной системы концептуальных и эстетических координат.
Вам важно проговаривание — содержательное проговривание вашей музыкальной позиции, пояснение концепций, которые вас волнуют, которых вы придерживаетесь?
— Наоборот, я, обычно, это делаю несколько нехотя. Мне кажется, что к предмету искусства вовсе не должна в комплекте прилагаться инструкция по эксплуатации. По мне — это как рассказывать анекдот, а потом объяснять, над чем смеяться, с той разницей, что у анекдота есть одно понимание, а у произведения искусства — потенциально бесконечное множество.
Вам важна площадка, на которой вы играете?
— А разве бывает так, что не важна?
Бывает ли у вас эмоциональная усталость от музыки? Если да, как восстанавливаетесь?
— Могу сказать, что я сильно устал от музыки с вокалом. Устал от песен и прокрустова ложа песенной формы, которая имеет отношение не только к песням, как таковым, но и к любому, скажем, современному танцевальному треку. А вообще, музыка меня сопровождала всегда, и, поскольку, я остаюсь дилетантом, в том хорошем смысле, что не занимаюсь музыкой профессионально, то у меня, в обозримом будущем, нет шансов от нее устать.
Хотите ли попробовать сделать что-то сообща с Григорием Гридковцом?
— Я открыт сотрудничеству!
Что вам интересно кроме джаза?
— Джаза в моей жизни стало много, когда я начал осваивать саксофон около 5 лет назад. Так что это саксофон привел меня к джазу, а не наоборот. И к пониманию джаза как гораздо более передовой и прогрессивной музыки по сравнению с большей частью того, что последовало за ним. Но и до джаза я экспериментировал с самой разнообразной музыкой от ambient и musique concrète до industrial и noise. А уж спектр того, что я знал, слушал и любил, простирался несравнимо шире. Так что, если вычесть джаз из всего колоссального объема близкой мне музыки, тишина в моей жизни не наступит. Другое дело, что уже не так-то просто определить, где джаз заканчивается.
Что вам было бы интересно — писать музыку для авангардных балетов, к кино…?
— Опыт написания саундтрека к кино у меня есть, например к арт-порно-хорору одесско-киевской художницы Антигоны. Еще делал soundscapes для выставочных пространств. И с радостью продолжу опыты в этом направлении, если будут соответствующие предложения.
Великого баскетболиста Майкла Джордана на пике его карьеры спросили: «Что можно вам предложить, чтобы вы оставили баскетбол?» Он ответил: «Миллиард долларов и время подумать об этом». Что можно было бы предложить вам, чтобы вы перестали играть джаз?
— Если бы я, как Джордан, был на пике карьеры, то можно было б и заломить цену. Но я еще толком и не начал, а вы уже говорите перестать. Ладно, на 50 000 $ сторгуемся.
Нагадаємо, що Kora Late Night Show
- це перша в Україні серія онлайн-концертів сучасної академічної, електронної і експериментальної музики ініційована арт-кубом KORA її засновниками композиторами і музикантами Maxim Kolomiiets і Дмитром Радзецьким.
- в усіх глядачів буде можливість ставити запитання у прямому ефірі!
- проект благодійний, тож наша команда буде надзвичайно вдячна вашим благодійним внескам, які у вас буде змога зробити під час прямого ефіру!
- технічна підтримка: Lamo Ukranie lamo.com.ua
- концерт-стрім пройде з унікальною технологією бінаурального звуку, який дозволяє вам відчути ефект присутності в концертному залі, вмикайте і приєднуйтесь.
- KORA Late Night Show #26: Андрій Мороз / Гурт «Le Cru» — 26:05, о 19:00
Текст: Вiка Федорина
ФОТО: Алина Гармаш