«Традиционно — не мое слово»

Ирина Сигитова

Новогодние праздники художник и галеристка Ирина Сигитова встречала в Киеве,  успела провести artist talk о «Греховедении» в Доме Мастер Класс.

Сразу после него  Kyiv Daily  поговорил с «кипрской Мариной Абрамович» о том, чем занимаются художники, помимо написания картин. Вот топ-5 идей, как зарабатывать своим талантом творческому человеку от Ирины Сигитовой.

У тебя художественное образование?

— Этот вопрос меня всегда напрягает, если честно. У меня их три. И из каждого я вынесла для себя один единственный вывод: историю делали люди, которые нарушали все законы — хоть в живописи, хоть в маркетинге (по второму образованию я маркетолог). Несколько лет ты учишь какие-то правила, а потом понимаешь, что все это лажа.  Образование дает тебе только привычку учиться. Вот эта привычка — нужна. Третье мое образование  — CAA Сyprus academy of art —  там я осталась преподавать по окончании, но делаю это совсем не так, как нас учили. Считаю, что художник должен «изобретать велосипед», не слушать никого, кроме своей интуиции, конечно. Но при этом надо учиться всю жизнь. У других художников. Лезть с ними на леса, когда они творят под палящим солнцем, сидеть рядом с ними в мастерских, — смотреть и слушать. И еще читать много, читать —  историю искусства. Там все ответы. И ходить на все современные выставки. Это и есть главное образование.

Как ты поняла, что хочешь стать художником?

— Я вообще в школе хорошо училась, на олимпиадах все время побеждала, школу закончила с золотой медалью. И поэтому не понимала — куда мне идти. Очень любила биологию и литературу. Поэтов серебряного века знаю наизусть. И сначала пошла учиться на АПП (автоматизация промышленного производства) — самый элитный факультет был) в ДГМУ,  потом я много путешествовала в Европе и попадала на разные выставки. И это меня ошеломило. Это та  самая область, где соединяется и биология и поэзия, и наука и философия, и математика и вообще все то, что невозможно описать. Я нашла в этом Смысл. Зачем искусство? Почему это нас есть? Казалось бы, холст натянут на деревяшку и куски краски на ней — как от этого мурашки по коже? Почему сердце бешено колотится? В общем, я влюбилась в искусство и до сих пор страстно в него влюблена. 

Ты расписывала наряд для актрисы, сыгравшей главную роль в фильме, который Кипр представлял на Каннском фестивале. Почему ты?

Ирина Сигитова

— Не знаю, почему именно мне Марианна Россет (писатель, актриса, продюсер) предложила это сделать. Я честно сказала, что не занимаюсь росписью по ткани. Но Марианна умеет уговаривать. Ее энергия созидает, включает позитивный авантюризм и дает людям крылья. Не зря она автор книг про ангелов. Она очень многозадачный человек. Пишет книги про «Фаняшу», снимается в кино (в последнем своем фильме она играла  с Уильямом Болдуином), умудряется при этом варить потрясающие борщи и ждет третьего ребенка. Когда я смотрю на нее,  думаю, что со мной не так. Почему я столько не успеваю?

Долго ты готовилась, чтобы расписать платье?

— Сначала я собрала все силы,  чтобы не трусить.  Пару недель тренировалась рисовать по ткани и в результате все получилось как задумывали. 

Читала, что это платье внесли в топ-10  самых оригинальных нарядов Каннского фестиваля. 

— Ну да, можно было купить платье известных брендов за 300.000 евро, а можно было просто отличиться. Мы выбрали второе.

Расскажи про иммерсивный перформанс, который ты срежиссировала на Кипре. 

— Их уже было два. Первый я готовила по приглашению директора «Русского Дома» — есть такое место у нас, где проводят выставки, лекции и культурные мероприятия. Я тоже честно предупредила, что это будет «немного» шокирующее действо для такого « приличного» места. Но никто не испугался.  Я нашла шесть человек и одного живого пони — вся эта компания, включая меня, изображала семь страхов. Ксенофобию изображала девушка, танцующая в хиджабе.  Гомофобию (прекрасный Гарозе был одет в не менее прекрасное платье и это было очень смело для него. Когда я смотрела на спокойного, смелого, томного и уверенного в себе Гарозе, снова думала: что со мной не так? Он не боится ничего. Я боюсь летать самолетами. Поэтому этот перформанс я делала как нормальный эгоист в первую очередь, для себя. Весь смысл этого действа я придумала для того, чтобы мы все избавились  от страхов. 

Ирина Сигитова

Под конец перформанса зрители (они же  участники) записывали свои страхи на бумажках и мы их торжественно сжигали в костре. Это был момент…. такой, — незабываемый. Мне самой понадобился чуть ли не рулон бумаги для своих страхов. 

Сработало?

— Да. Как ни странно, в Киев я летела в этот раз совсем не бледнея и не синея. В полной осознанности и с удовольствием.

Расскажи про свою идею преподавания. У тебя художественная школа для детей. Но она не совсем традиционная.

— Традиционная — вообще не мое слово. Я придумала методику, по которой мы проходим историю искусства от наскальной живописи до современных художников. И в стиле каждого художника рисуем. Например, на первом уроке мы, как первобытные люди, делаем краску из растений, угля и мела. Я устраиваю для детей что-то типа пещеры и они творят на стенах. Когда изучаем Микеланджело — дети рисуют лежа, как бы расписывая потолок капеллы. Когда изучаем Хундертвассера, я приношу на урок живых улиток. Или покупаю дикую птицу в магазине, чтобы  выпустить ее с детьми  на волю, как это делал Леонардо Да Винчи. В общем, придумываю какую- то фишку, чтобы урок был запоминающимся. И чтобы самой было не скучно. 

Ирина Сигитова

Опиши последний урок перед поездкой в Украину.

— Последний урок был про Бэнкси. Стрит-арт. Мы с детьми сделали трафареты скелетов, вооружились баллончиками и наделали на дорогах скелетов, у которых дорожные решетки были вместо ребер. Выложили потом в соцсети с надписью «не бросай окурки в душу мне». Теперь жду штраф от муниципалитета за вандализм на дорогах.

Арт-квартирники, арт-вечера. Как пришла идея сделать это на Кипре?

— Мне в какой- то момент стало голодно — не хватало интеллектуальных разговоров и всякого такого. Я стала приглашать к себе в галерею интересных людей. Писателей, актеров, режиссеров и даже шамана (был такой вечер). 

Последний квартирник был перед Рождеством. Журналист, актриса и ведущая Ира Михайловская потрясающе читала Бродского, я рассказывала про самых грешных и чудаковатых художников, диджей играл, — было и весело и душевно. Последнее — благодаря Ире, конечно. Когда я ее слушаю,  каждый раз думаю: что со мной снова не так и почему я не могу запомнить ни одно стихотворение. Ира знает наизусть, по моему, все! Но самое главное, читает она без пафоса, почти шепотом, очень проникновенно и как- то по-человечески. Редкое качество. 

Расскажи про свои работы. Кроме портретов и картин маслом на холсте, ты делаешь удивительные работы в технике квиллинг. Что это такое?

— Квиллинг придумали монахи в  XIV веке. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill — в переводе с английского «птичье перо»). Это «бумагококручение» — вместо красок, скрученые модули из цветной бумаги, которыми выкладывается изображение. Получается трехмерно, меня это завораживает. Никогда не знаешь, что получится на выходе. 

Ирина Сигитова

Опиши одну из работ в стиле квиллинг.

— Когда я переехала на Кипр, там были еще фунты. Потом Кипр вступил в Евросоюз и фунтов не стало. Я сделала картину из оставшихся денег. Но это картина не про финансы. Дело в том, что на кипрском фунте изображена молодая женщина, ее звали Мария. Я сделала диптих — на одной картине эта девушка в молодости, а вторая картина — эта та же самая Мария, но в старости. Ее состаренное лицо выложено из настоящих денег и бумаги. Это история женщины и страны, которой больше нет. 

Пожелай что-нибудь нашим читателям.

— Желаю только одного: ничего не бойтесь, страх парализует и сковывает движение. Пробуйте все, что вам хочется, не смотрите на авторитеты.  Если внимательно почитать историю искусства — большинство успешных художников начинали просто с авантюры, а остались в истории навсегда. В любом деле включайте страсть. Даже если не получится, вы победите — по крайней мере, будете знать, что это не ваше и сможете переключиться. Чем больше нового вы впустите в свою жизнь, тем шире будет горизонт возможностей.

Чем еще ты занимаешься и что приносит тебе счастье?

— Я делаю то, что мне нравится,  мне за это еще и платят, ну счастье же!

В чем именно твое призвание, как ты думаешь?

— Я делаю перформансы, арт-ивенты, веселые уроки, веду блог об искусстве, устраиваю арт шоу, бодиарт, расписываю лица как расписывали их футуристы… Создаю картины техникой квиллинг. Это и есть мое призвание. Я выбираю именно эту деятельность, но в разных вариантах. Потому что в этот момент я не просто счастлива, я учу этому навыку детей. Передаю им флюиды этого внутреннего восторга.  Все мы эгоисты. Мы делаем то, что делает нас счастливыми, интуитивно выбирая это из миллиона других дел. И это прекрасно.

Это означает, что со всеми все так!

— Со всеми все нормально! Просто каждому нужно найти свой путь.

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *