Или искусство «внутри и снаружи» — когда мы обсуждали с Сергеем Святченко его визуальные решения проекта «Киев—Берлин», по касательной он упомянул фестиваль современного коллажа, LESS, который как раз открывал в Виборге. Kyiv Daily попросил Сергея рассказать о фестивале подробнее.
В 1983-86 годах в Киеве, в аспирантуре, я занимался ранее мало исследованной в архитектуре Советского Союза темой, которая называлась «Средства визуальной информации в архитектуре» (КИСИ, 1986 год, научные руководители: кандидат архитектуры Леонид Добровольский и академик архитектуры, профессор Виктор Антонов).
Исследования и принципы, сформулированные мной в работе, оказались абсолютно международными. Переехав в Данию в 1990, я неожиданно для себя обнаружил, что и здесь эта тема недостаточно раскрыта, как с точки зрения теории, так и практики.
Первые практические реализации состоялись в интеграции моих коллажей большого формата в интерьеры комплекса новых зданий «Tredium» Бизнес Академии «Tredium» в Рандерсе в 2007-м году. Я работал с архитектурной фирмой и предложения по размещению коллажей в структуре внутренних пространств были задуманы нами на стадии проектирования. Именно это давало синтез современного искусства и архитектуры, который повлиял на новое восприятие и «прочтение» образовательной среды и как потом показали исследования, стимулировал производственный и учебный процесс.
Фрагментарность нашей жизни – один большой коллаж! — В дальнейшем ряд других выполненных подобных работ, участие в международных семинарах и конференциях, а также проведение мастер-классов во многих странах с разными группами участников, дали мне возможность с уверенностью говорить о влиянии современной эстетики на людей — об отношениях между современным искусством, архитектурой и обществом.
Мне было особенно интересно рассматривать такие понятия, как эстетическое восприятие, воздействие, и наконец воспитание, развивать теории о том, как художественные средства (например, коллаж) разный по размеру, структуре, текстуре, цвету, свету и его неожиданному размещению в общественных зданиях в структуре города могут вызвать диалог в обществе, обозначить их социально значимую миссию.
Альянс коммерческих бизнес-структур, туризма и города. Все это в полной мере было реализовано в Виборге при большой поддержке муниципалитета города в процессе подготовке и проведения международного фестиваля современного коллажа LESS. В Дании город всегда заинтересован в сотрудничестве с локальным бизнесом, а бизнес с городом. На этот раз формула «Художник – Современное искусство – Город – Бизнес» сработала очень эффективно и все получили свои дивиденды.
Система «среда—человек—современное искусство» основывается на принципе, что искусство в целом ( и архитектура в том числе) в разные эпохи оказывало художественно-образное и эстетическое воздействие на человека и действовало с помощью «языка-кода», когда воздействия произведений искусства выстраивалось в художественную систему, оказывающую важное эстетическое влияние на человека.
Нашему фестивалю современного коллажа LESS удалось соединить внутренние и внешние пространства зданий города (искусство внутри и снаружи), создать художественные доминирующие формы — коллажные инсталляции.
Их большой размер, неожиданное размещение художественных имиджей на окнах зданий, максимально приблизило «искусство» к зрителю, и с этой, запрограммировано близкой дистанции, раскрылась формула «ЭСТЕТИЧЕСКОГО УДИВЛЕНИЯ», где третье пространство-посредник — УЛИЦА, связала и открыла в сознании человека разные механизмы формирования нового эстетического понимания художественных имиджей коллажа в фрагментах архитектурной композиции города.
В Берлинском издательстве GESTALTEN 1 октября вышла книга ВОЗРАСТ КОЛЛАЖА 3, «Современный коллаж в искусстве», THE AGE OF COLLAGE 3,Contemporary Collage in Modern Art. Книга вышла 1 октября в Европе, 1 декабря в США, Японии, Австралии и др. странах. Книга курировалась совместной английско-немецкой командой и включает работы 74 художников со всего мира, работающих в технике коллажа. Книга также представляет семь наиболее радикальных современных имен художников, включая нашего соотечественника Сергея Святченко, с которыми кураторы сделали интервью. В книге они объединены под названием «PROFIL».
21 сентября 2020 Виборг получил статус креативного города ЮНЕСКО, что, естественно, обязывает город и его руководство максимально двигаться в этом направлении, развивая международное сотрудничество.
Фестиваль коллажа — хорошая возможность соединить наши идеи с архитектурной композицией и структурой других городов, где «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УДИВЛЕНИЕ» каждый раз будет другое, новое, будет учитывать специфику страны, визуально-пространственную структуру города, сочетания характерного ландшафта и планировки улиц, на которых будет происходить художественное действие, в главной роли которого выступят жители города. Вопрос в готовности участия руководства города, его бизнес-партнеров, обеспечивающих финансовую поддержку проекта играет важную роль в его реализации.
P.S.
«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УДИВЛЕНИЕ» методологический термин введенный С. Святченко в работе над диссертацией «Средства визуальной информации в архитектуре» на соискание ученой степени кандидата архитектуры, КИСИ, 1986 год.
Через 34 года принципы интеграции современного искусства в архитектуру города и его структуру и бизнес процессы сформулированные в Украине были практически реализованы в 2020 году в Дании.
Портрет Сергея Святченко — фото Лессе Олсон / Lasse Olsson