Если верить режиссеру Джессике Хауснер, растения завоюют мир и подчинят себе человека.
«Малыша Джо» можно было увидеть на фестивале Нового британского кино, из фестивального кино он плавно перешел в прокат. В нем снят мир теплиц, в котором трудятся несколько ботаников — работают над разработкой генетически модифицированного растения. Внешне это вполне аскетичное растение — один стебель и один ярко-красный цветок, правда, расцветая, он становится похожим на морской анемон.
Цветок ученые придумали так, чтобы он вступал в симбиотическую связь с владельцем: был способен реагировать на любовь, заботу, на добрые слова. В ответ цветок источает пыльцу — гормон, который сделает его владельца счастливым. Возможно, это будет взаимное счастье. Но это не точно. Потому что — вот был стерильный безопасный мир, в котором сначала произошло что-то необъяснимое, а потом и вовсе все пошло не так.
Растение назвали «Малыш Джо», его создательница Элис (Эмили Бичем) нарушила правила выгонки и принесла цветок сыну, подростку Джо. И подросток Джо начинает вести себя странно.
Плюсы: это красивый фильм. Цвет в кадре размыт — чтобы создать стерильную обстановку, в него запустили яркие блики — бирюзовый, оранжевый, красный и синий появляются в каждой сцене. Эстетика хороша для любого жанра кино. Здесь она заставляет зрителей думать о «Вторжении похитителей тел», о Кроненберге, Кубрике и даже Ханеке.
Минусы — в недосказанности. О чем этот фильм? Об аллергии? Об антидепрессантах? Малыш Джо — это некое устройство, которое должно сделать человека счастливым. Но эффект оказывается искусственным, неестественным, зловещим.
И измененные люди уже не будут собой прежними.
Может быть, это послание? Слишком мало информации, слишком много притчи. Мне было бы интересно узнать историю матери-одиночки-научного сотрудника Элис, автора нового проекта по глобальному осчастливливанию людей. И историю ее сына Джо, и коллеги Элис – но все это остается за кадром как ненужная подробность. Вместо режиссера ср зрителями говорит саундтрек, идеальный, минималистичный, пугающий. Но и он не саундтрек — мелодия, некий напев, повторяющийся как орнамент.
После «Малыша Джо» я пересмотрела фильмы австрийки Хауснер — мне был интересен ее минималистичный, холодный и сдержанный мир: всегда ли он такой? И что же, Хауснер всегда разная. Но холодный расчет и сдержанность присущи ей как вторая кожа. В фильме «Лурд» 2009 года о чудесном исцелении играют сумасшедше сексуальные актеры — холодно и без лишней драмы. В «Безрассудной любви» немецкий романтик, поэт Генрих фон Клейст уговаривает молодую девушку совершить совместное самоубийство. О причинах желания Генриха прекратить жизнь нам не показано и не произнесено ни слова. Что же — достаточно желания. Есть чувства, и это самое главное. Не фильм, а гимн романтизму. Но и этот страстный гимн тоже — очень отстраненное, холодное кино.
Текст: Вика Федорина
- «Малыш Джо» / Little Joe
- Великобритания, Австрия, Германия / 2019 / 105 мин.
- Режиссер: Джессика Хауснер
- Оператор: Мартин Гшлахт
- В ролях: Эмили Бичем, Бен Уишоу, Керри Фокс, Кит Коннор