Интерес к монументальному искусству советского периода постепенно растет. Но чаще — за пределами постсоветского пространства. 24 июня 2019 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке открылась фотовыставка Евгения Никифорова, состоящая из 16 снимков мозаичных панно. В том числе туда попала и работа Кузьминкова и Константинова «Металлурги», которая украшает стену ЖД вокзала в Мариуполе.
В Украине понимание того, что советские мозаики — это творческое явление эпохи, ценное вне идеологической составляющей еще не пришло. В Мариуполе на центральном проспекте который год осыпаются «Покорители космоса» — соцреалистическая работа ученика Диего Риверы Виктора Арнаутова. Всего по городу разбросано десятка два мозаичных панно. Но одно из зданий в Мариуполе стоит особняком, это бывший ресторан «Украина». При определенных обстоятельствах его можно было бы считать мариупольским музеем монументального искусства — здесь сосредоточены сразу три крупнейших работы ведущих мастеров-монументалистов. Вот только об этом почти никто не знает. На фото выше: Л. Кузьминков, В.Константинов. «Металлурги» 1973 год
С 23 мая по 12 июля 1967 года над оформлением интерьера мариупольского ресторана «Украина» трудилась бригада художников-монументалистов во главе с Аллой Горской. Горская — одна из самых значительных представительниц этого вида искусства в Украине, диссидентка, трагически погибшая при подозрительных обстоятельствах.
В творческую группу Горской входили Виктор Зарецкий, Василий Парахин, Борис Плаксий, Григорий Пришедько и Надежда Светличная. Меньше чем за два месяца команда создала два мозаичных панно «Боривітер» и «Дерево життя», общей площадью 53 квадратных метра. Интересно то, что художники использовали не только традиционные для подобных мозаик материалы: смальту, керамическую плитку и шлакоситалл. В архитектуре «Дерева життя» особое место занял листовой алюминий, придавший работе иллюзорную прозрачность и свечение. А при изготовлении «Боривітра» пошли в ход части нержавеющих ложек.
Боривітер – сокол-пустельга. Первоначально должен был быть программный соцреалистический сюжет. В процессе вместо птицы-борца появилась легкая, стремительная композиция с парящим соколом. По замыслу авторов графическая и цветовая концепции панно были призваны эмоционально отразить сущность Приазовья как места, где степные ветра сталкиваются с водами Азовского моря. Обе мозаики располагаются под одной крышей, но чтобы увидеть «Боривітер» нужно зайти за угол и подняться на второй уровень. Возможно, это обстоятельство позволило соколу Горской избежать репрессий со стороны идеологов КПСС.
![орская. Мозаика «Боривітер» 1967](https://kyivdaily.com.ua/wp-content/uploads/2019/09/Gorskaya.-Mozaika-Boriviter-1967.jpg)
Второе панно – «Дерево життя» после смерти Горской в 1970 году замуровали кирпичной кладкой. Оставлять на виду работу известной антисоветчицы с изображением дерева, символизирующего вечную жизнь было неприемлемо. В следующий раз мозаика увидела свет дневной только в 2008 году. В процессе демонтажа перегородки выяснилось, что кладка держалась на арматурной сетке, вколоченной непосредственно в тело мозаики. О том, как безболезненно извлечь десятки металлических прутьев из хрупкого панно еще предстоит поломать голову.
![Горская. Мозаика «Дерево життя» 1967](https://kyivdaily.com.ua/wp-content/uploads/2019/09/Gorskaya.-Mozaika-Derevo-zhittya-1967.jpg)
Сегодня эти шедевры мариупольского музея монументального искусства находятся под замком. Последний этаж помещения ресторана уже много лет не используется, но условия для хранения мозаик условно можно назвать удовлетворительными.
![Зал ресторана «Украина»](https://kyivdaily.com.ua/wp-content/uploads/2019/09/Zal-restorana-Ukraina.jpg)
Непродолжительная, но плодотворная работа бригады Аллы Горской косвенно поспособствовала появлению в Мариуполе еще одного экспоната. В конце того же 1967 года на первом этаже того же здания недавние соавторы Горской создают еще более масштабную мозаику. Галина Зубченко вместе с Григорием Пришедько по эскизу Аллы Горской выполняют панно «Квітуча Україна» площадью 60 квадратных метров.
![Эскиз мозаики «Квітуча Україна» автор А. Горская.](https://kyivdaily.com.ua/wp-content/uploads/2019/09/YEskiz-mozaiki-Kvitucha-Ukraina-avtor-A.-Gorskaya.jpg)
Композиция украсила всю тыльную стену помещения Центрального гастронома. В 60-х годах магазин был устроен таким образом, что посетитель утыкался взглядом в мозаику с самого порога.
А сегодня большинству мариупольцев это изображение незнакомо. Чтобы увидеть «Квітучу Україну» за рядами стеллажей супермаркета нужно на время отключиться от мыслей о еде. Практически непреодолимое препятствие.
![Г.Зубченко Г.Пришедько Мозаика «Квітуча Україна»](https://kyivdaily.com.ua/wp-content/uploads/2019/09/G.Zubchenko-G.Prishedko-Mozaika-Kvitucha-Ukraina.jpg)
Критическое отношение к советскому культурному наследию и его политической ангажированности в дискурсе декоммунизации – актуальная тема для дискуссий, исследований, открытий. Наследие Аллы Горской можно рассматривать как импульс для пересмотра места советского искусства в современной Украине. Ведь это действительно предмет гордости, а не скелет в шкафу, который лучше держать под замком.
Алла Горская погибла в борьбе за возрождение украинской национальной идеи и сохранении творческой идентичности. Ее имя — в одном ряду с именами Стуса, Чорновола, Дзюбы, Параджанова, Костенко, Симоненко. Что не менее важно – в творческом смысле Горская стала наследницей передовых идей предыдущего поколения. Тяготение к украинскому авангарду начала ХХ века прослеживается во многих её работах. Как пример, портреты Симоненко и Светличного, а «Знамя победы» в чем-то даже перекликается с Богомазовым.
![Горская. «Знамя победы»](https://kyivdaily.com.ua/wp-content/uploads/2019/09/Gorskaya.-Znamya-pobedy.jpg)
Интерес к украинской истории и культуре сформировал круг тем и общую творческую стилистику Горской; и, возможно, повлиял на ее отношение к миссии искусства. Это предположение требует более основательной аргументации, но очевидно: в мариупольских работах «Дерево життя» и «Боривітер» художница отказывается от идеологической сюжетности метода соцреализма и обращается к более универсальному изобразительному языку. Это и выделяет ее из числа последователей и коллег-монументалистов. Произведения Арнаутова навсегда останутся в изолированном контексте программно-патерналистского советского искусства, в то время как работы Горской принадлежат украинскому творческому процессу ХХ века.
Наследие Горской имеет общенациональный масштаб и значение, но, к сожалению, остается недооцененным и малоизвестным даже на региональном уровне. Многие работы выдающейся художницы остались на оккупированной территории и об их судьбе известно мало. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем они могут быть утрачены, что делает мариупольское наследие еще более значимым.
В феврале 2018 года «Дерево життя» и «Боривітер» были доступны для свободного обозрения на протяжении всего двух дней в рамках ограниченной экскурсии. Это была последняя публичная экспозиция мариупольского музея монументального искусства.
Текст и фото: Иван Станиславский