Оливье Накаш и Эрик Толедано сняли отличное кино, которое доказывает: социальную трагикомедию можно смотреть не отрываясь.
Оживленный центр города, молодая женщина бежит не разбирая пути, натыкаясь на прохожих. За ней бегут двое, догоняют, роняют на асфальт — преследуют? спасают? — мы понимаем, что скорее второе, потому что она замирает и постепенно успокаивается.
Это не криминальный триллер и не фильм-погоня, а вступительная сцена фильма «Особенные».
Два друга — Бруно и Малик — Венсан Кассель и Реда Катеб, еврей и мусульманин, — руководят некоммерческими организациями, которые предлагают сложным детям хоть какие-то жизненные возможности. Первая (компания Бруно) специализируется на тяжелых случаях людей с аутизмом. Вторая, Малика, — работает с неблагополучными подростками. Причем вторая компания не просто помогает подросткам из неблагополучных семей и районов — готовит из них воспитателей для детей и взрослых с аутизмом — для пациентов Бруно. И это значит, что шанс появляется у всех.
В релизах к фильму сообщают, что он основан на реальных событиях и многолетнем наблюдении за повседневной жизнью в ассоциации Le Silence de Justes. Главное его достоинство — не в документальности и честности, а в том, что он в увлекательной форме помогает уменьшить страх контакта с Другими, людьми, живущими с аутизмом. И вообще делает многое для понимания аутизма. Еще один фильм «об этом», который мы можем вспомнить навскидку — это «Человек дождя» — но там все другое. И диагноз проще, и проблема в другом.
Вот Валентин, он носит шлем, потому что склонен причинять себе вред. За него не берется ни одно официальное медучреждение. Ему светит быть запертым в четырех стенах (под таблетками или нет — не так важно, важна именно изоляция, исключенность) до конца жизни.
Вот Жозеф, которого играет Бенджамин Лезье, актер с аутизмом. Жозефа успокаивает реклама стиральных машин, время от времени он спрашивает у Бруно разрешения уткнутся головой ему в плечо (притулиться в украинской озвучке — очень точное слово). Бруно всегда разрешает.
История Жозефа — это история реального человека — Иоганна Буганиме, которому посвящен фильм. В доме Иоганна висел плакат с текстом: «Если ты ударишь свою мать, больше не увидишь Стефана», Стефан — это прототип Бруно.
Бруно договаривается о стажировке для Жозефа в мастерской, где ремонтируют бытовую технику, но есть проблема: чтобы добраться до работы, надо проехать четыре станции метро. И не дергать при этом стоп-кран. Жозеф — дергает. Бруно забирает Жозефа из полиции. Жозеф — дергает. Бруно — забирает. И каждый раз спрашивает, на какой станции Жозеф сорвался и дернул. Не ругает, только замечает: «Мы уже ближе, Жозеф, ты молодец». В этом не ангельское смирение даже — бесконечное терпение. Бруно-Касселю, который снимает бейсболку и остается в кипе, который никому не может отказать, а вечерами ходит на «шидух» — «серьезные» свидания с хорошими девушками — потому что о них договорились друзья и родственники — это терпение удается совершенно органично, он его не изображает. Не играет его, он вообще взрывается только один раз: когда говорит инспектирующим: «Да, у нас все неправильно. Окей, я вас понимаю. Тогда забирайте их. Только, уговор, всех сразу». И начинает снимать фотографии детей с мудборда, называть имя, возраст, диагноз. И у членов комиссии в это время что-то происходит с лицом.
Что-то происходит и со зрителями, безусловно, в двух самых сильных сценах фильма — когда группа подопечных Бруно (и Жозеф вместе с ними) танцует под прекрасную музыку Grandbrothers.
И когда Жозеф покидает метро, не нажимая на аварийный тормоз — ему аплодирует весь зал.
«Особенные» — кино про особенный мир особенных людей. Частью которого ненадолго становятся и зрители.
Текст: Вика Федорина
- «Особенные» / Hors normes
- Франция, 2019, 114 мин.
- Режиссеры и авторы сценария: Оливье Накаш, Эрик Толедано
- Оператор: Антуан Санье
- Композитор: Grandbrothers
- В ролях: Венсан Кассель, Реда Катеб, Элен Венсан, Брайан Мьялундама