«Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!» или «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты» или: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?», или…. повесть «Тарас Бульба» можно бесконечно цитировать, помнить и перечитывать. К сюжету повести о казачестве и Украине обращались еще в XIX веке — Николай Лысенко, Василий Кюнер и аргентинец Артуро Берутти написали оперу. Лео Яначек — рапсодию. Рейнгольд Глиэр — балет. В четверг, 14 октября на Сцене 6 можно будет услышать концертное исполнение рок-оперы «Тарас Бульба». Композиторы Дмитрий и Сергей Радзецкие рассказали Kyiv Daily о работе над оперой — что отличает ее от предыдущих, и что вообще отличает рок-оперу от прочих сочинений.
Это ваша первая совместная опера?
Дмитрий: Если говорить о такой опере — рок-опере, с четким содержанием, партитурой, — тогда да, это первая. Но еще в детстве, дома, когда мне было 14, а Сереже 20, мы сочинили и сделали запись на кассету нашей рок-оперетты «Выхухоль», на целую оперу она не тянула, длилась всего 45 минут, поэтому мы назвали ее опереттой. Мы сами спели все главные роли и исполнили музыку на всех подручных инструментах. Это был эдакий подростково-юношеский стёб в стиле Фрэнка Заппы и «Монти-Пайтон», по сюжету оперетты охотник идет в лес, чтобы добыть мех для носков своему псу-мопсу, чтобы тот мог пердеть на улице, а не в доме…
Спустя годы, в 2018-м и 2020-м, мы сделали две стихийные абсурдистские импровизационные оперы: «Шпунс» и «Дети обрели субъектность», краткое содержание, действующие лица и названия сцен которых могут стать предметом анализа специалистов по психиатрии.
Как вы решали: что это будет за опера, как работали с материалом, темой, героями?
Сергей: Особое удовольствие было работать над вокальными партиями. Главным принципом выбора голосов было их разнообразие. Все персонажи — разные по тембрам и диапазону. Сочиняя для них партии можно все это учитывать и услышать в итоге именно так, как и звучит в голове.
Дмитрий: Предложение о создании оперы на эту тему нам поступило еще в начале 2010-го от Николая Арсенюка, директора рок-фестиваля «Тарас Бульба» в городе Дубно, на котором мы стали лауреатами и затем неоднократно выступали как хедлайнеры. Он давно искал «безбашенных» авантюристов, которые бы взялись за создание такого объемного полотна. Но тогда нам тяжело было представить сюжет и воплощение. По прошествии лет и событий, которые произошли в Украине, начало постепенно вырисовываться, что сюжет не будет классический, «прямо по Гоголю», и что это будет современная отображение Тараса Бульбы. А это и повлекло за собой и соответствующий музыкальный материал, сцены, дуэты, сольные арии и т.д. Безусловно, мы действовали в пределах законов жанра, как классической оперы, так и «классической» рок-оперы: накал, контрасты, кульминации, спады, и все неотъемлемые составляющие рок-музыки – драйв, грув, баллады и т.д.
Чем отличается рок опера от мюзикла, мюзикл от оперетты, оперетта от музыкальной комедии?
Дмитрий: Опера – жанр скорее трагедийный, с четкой сюжетной линией определенного драматического характера. Мюзикл, оперетта и музыкальная комедия – это все жанры, в которых общее составляющее — «жанр легкий», комедия, диалоги и танцевальные интермеццо и т.д. Но, в той или иной форме, все это — программные концептуальные произведения, с линейный сюжетом и «театральными» зрелищными задачами.
Сергей: Этот жанр довольно гибкий, есть еще много возможностей для экспериментов. Вот, например, в этот раз мы в партитуру и звучание привнесли колесную лиру, ситар, слайд гитару, дудук и бандуру.
Есть ли что-то общее у рок-опер (кроме приставки про рок? Какая рок-опера (не ваша) вам нравится?
Сергей: Всегда особо впечатляли музыкальные прог-альбомы пронизанные одной концепцией и сюжетом. Все свои альбомы в разных проектах мы всегда и старались делать в этом ключе.
Дмитрий: Странным образом все, кто берутся за жанр рок-оперы в какой-то мере изобретают этот жанр заново, и при этом у всех так или иначе выходят сравнительно схожие произведения. Очень много схожих по настроению и характеру эпизодов во всех рок-опера Э.Л. Уэббера, The Who — «Tommy» и «Квадрофения», «Стена» Pink Floyd, рок-оперы Алексея Рыбникова. И лично для меня – это эталонные рок-оперы, так или иначе, неосознанно мы придерживались стиля этих опер сочиняя нашего «Бульбу».
Как это происходит — когда читаете что-то, слышите музыкальную тему или голос того или иного музыкального инструмента, который соответствует голосу героя?
Сергей: Важным моментом еще было соотношение всех сцен по музыке. Учитывать общую динамику музыкального развития.
Дмитрий: Обычно мы отталкиваемся от настроения сцены – это самый быстрый способ в общих чертах обрисовать события, которые разворачиваются в данный момент оперы. Даже тот, кто не понимает украинского текста оперы, в общем сможет понять что происходит в этот момент. А далее мы прорабатываем детали, аранжируем, оркеструем и т.д.
Как соединялись у вас классическая литература и рок-опера?
Дмитрий: В соответствии с либретто Дмитрия Тернового, в котором огромное количество отсылок как к оригиналу Гоголя так и к украинскому эпосу и фольклору, мы привносили в партитуру этнические инструменты и украинский мелос. В данной комбинации – это единственный пример подобного музыкального произведения и в Украине, и в мире.
Кто делал инструментовку, оркестровку, аранжировку?
Дмитрий: Все – делаем вдвоем, вместе с Сергеем. Что-то в больше степени он, что-то – я. А также была огромная помощь наших исполнителей – вокалистов и музыкантов. Они привнесли в партитуру уйму таких элементов, о которых не может подразумевать композитор – для нас это очень важное составляющее сотворчества.
Когда вы впервые прочитали Гоголя? И что думали о прочитанном?
Сергей: Читал еще в школе. Но по-школьному, очень невнимательно. Когда начали работать над рок-оперой перечитал оооочень внимательно. Пересмотрел фильмы, переслушал несколько аудиокниг. В общем перевыполнил план по Гоголю (улыбается).
Дмитрий: Конечно же, еще в школе. А что мог подумать простой школьник, которого заставляют читать что-либо?! Безусловно, перед началом работы мы перечитали повесть заново, но уже с учетом возможного музыкального отображения текста. Оригинальный текст довольно изобразительный, как и все у Гоголя. С такими произведениями легко работается в плане подбора музыкального сопровождения: весело, грустно, тревожно, воинственно.
Какова судьба вашей оперы? Ее может включить в репертуар любой театр?
Дмитрий: Планы, откровенно говоря, наполеоновские. Я вижу большой потенциал у этого произведения. Надеемся, что удастся воплотить все задуманное. И первое из этого задуманного состоится 14-го октября на «Сцене 6» — это первое публичное концертное исполнение оперы.
Следующую оперу уже пишете?
Дмитрий: Я уверен, что если собрать все номера сочиненные нами, начиная с первой редакции и демо-записи, затем те, которые мы создали буквально сейчас для первого исполнения, и то, что будет создано еще для театральной постановки – можно будет сделать три-четыре отдельные оперы!
Сергей: Нет. Пока даже думать тяжело о дальнейшем. Весь мыслительный композиторский и исполнительный процесс поглощен только этим проектом.
ФОТО: Андрій Копилов, Єлізавета Борисова, Оля Залізняк
- Що: Рок-опера «Тарас Бульба», концерт на два відділення у виконанні музичного проєкту «RADZ», за участю оркестру «Віртуози Києва»
- Коли: 14.10, о 19:00
- Де: Сцена 6, Довженко-Центр, вул. Васильківська, 1
- Квитки