4 ноября ушел из жизни украинский театральный режиссер и руководитель Театра на Подоле Виталий Малахов. Прощание с ним пройдет 8 ноября, в Театре на Подоле, его театре. Режиссеры Давид Петросян, Стас Жирков и Иван Урывский поделились с читателями Kyiv Daily воспоминаниями о Виталии Ефимовиче.
Давид Петросян:
… Виталий Ефимович был для многих из нас учителем. В первую очередь меня и вдохновляла и поражала его любовь к людям. Как трепетно он относился ко всем нам! С какими добрыми отцовскими глазами он смотрел на людей! Всегда, когда мне было трудно или я приходил в отчаянье, нам стоило только поболтать по пустякам, и сразу проблемы казались ничтожными и мелкими. Сколько легкости и юмора у него было по отношению к жизни! И в минуты, когда случайно застанешь его одного, сколько грусти бывало в его глазах, грусти, которую он никому никогда не показывал. Он всегда говорил «Человеческие отношения выше даже самого театра». Мастер умел любить и жить ради людей. Этому я у него учился и буду учиться дальше, с большим трепетом вспоминая о нем.
Стас Жирков:
… Когда-то, на четвертом курсе, я пришел в театр на Подоле — ну вот просто взял и пришел, без всяких связей и договоренностей. Пришел и в коридоре встретил Виталия Ефимовича, говорю:
— Я пришёл к вам работать. Артистом.
Он отвечает:
— Хорошо, идем.
Я иду по старому зданию театра на Подоле на Андреевском спуске, мы поднимаемся к Виталию Ефимовичу в кабинет, по дороге он присматривается ко мне, задает вопросы, говоря «в нос» говорит мне, что я тоже «говорю в нос», а я вообще не понимаю о чем он. Потом, уже сидя в кабинете, Виталий Ефимович, небрежно бросает в телефонную трубку:
— Зайди.
Приходит Татьяна Антонова и меня выписывают на какие то репетиции. Так начался мой первый год общения с Виталием Ефимовичем. Год я буду репетировать с Леной Свирской очень плохую пьесу с очень непростой молодой режиссеркой, буду смотреть спектакли театра в Гостинном Дворе, буду восхищаться артистами и мечтать работать в этом театре.
Через год Виталий Ефимович практически возьмет меня в театр, но это так и останется теорией — мы проговорим около часа, и я пойму, что уже появившийся «Открытый Взгляд» мне ближе и важнее. Но и театр на Подоле, и Виталия Ефимовича, я полюблю очень сильно. Потом Мастер будет часто вспоминать эту историю, даже в интервью — мол, взял бы он меня артистом, и Украина потеряла бы хорошего режиссера. И, как бы в оправдание, Виталий Ефимович приглашает меня сделать первую премьеру на новой сцене театра. Так появилась «Дівчина з ведмедиком», так в моей жизни появились прекрасные люди и невероятное приключение с Домонтовичем.
Для меня это неожиданность и кайф — думал я тогда и понимаю сейчас — где найти такую мудрость, чтобы в таком возрасте и опыте, получив долгожданное помещение, долгожданный театр, не закрыться, не организовать все «под себя», а открыть всё для других — так в театре появился мой спектакль, а также спектакли Тамары Труновой, Давида Петросяна, Макса Голенко, по факту он собрал на этой новой сцене всех киевских молодых режиссеров, всем дал возможность и шанс, дал каждому из нас невероятные советы и опыт, и я часто это говорил и буду говорить — он самый молодой из наших «стариков», самый модный и продвинутый, самый открытый и близкий.
Когда я думал идти или нет на Левый Берег — именно к нему пришел за советом, к нему первому, и он четко сказал мне:
— Конечно иди!
Уже потом пригласил к себе домой, где мы обговаривали мой второй спектакль «Ревизор», который так и не случился, все времени не было…
А последний наш разговор был недавно — случился ввод в «Дівчину з ведмедиком» и он набрал меня перед спектаклем:
— Не могу быть, прости. Спасибо, что поработал, хорошего вам спектакля.
— Спасибо, Виталий Ефимович, без вас грустно…
Да, Виталий Ефимович, грустно без вас…
Иван Урывский:
… Любая встреча с Виталием Ефимовичем всегда поднимала настроение, это были ироничные шутки, умные анекдоты, творческие находки и большой список редких фильмов, которые он советовал посмотреть.
Когда мы делали распределение для «Камінного господаря» я плохо знал труппу, Виталий Ефимович просил меня называть голивудских актеров, которых я взял бы в спектакль, и он скажет кто мне нужен. Наверно, это даже было на первой нашей встрече. У него в кабинете есть плакат со всеми актерами театра, он про каждого мог долго рассказывать, конечно с юмором, но составлял очень точный психологический портрет, и я тогда подумал, как сильно он любит своих актеров и свой театр.
Мне всегда импонировала легкость и свобода, которые присутствуют в Театре на Подоле, который он создал, и, конечно, доверие. Виталий Ефимович доверял режиссерам, которых приглашал, почти не задавал вопросы, было больше шуток и историй из жизни, но он очень проникался замыслом и сам красиво рассказывал про идеи своих спектаклей, про нюансы их создания.
Мне почему-то запомнился его рассказ про замысел «Хіба ревуть воли як ясла повні», про театры в тюрьмах, как-то очень точно и тонко, только рассказ был как отдельный спектакль.
А один из первых спектаклей которые я вообще увидел в Киеве был «На дне» со «Stairway to Heaven» в финале, после он стал одним из любимых.
Прощание с Виталием Малаховым состоится в понедельник, 8 ноября, с 12:00 до 15:00 в Театре на Подоле, Андреевский спуск 20. Сам он делил людей на артистов и зрителей. В понедельник с с 12:00 до 15:00 все мы будем просто людьми.