Среди инструментов, для которых пишут современные авторы, арфа встречается не слишком часто. Ее время прошло? Может, наоборот, наступило? Арфистка Валерия Тихонова уверена, что так и есть. На концерте в «Коре» она рассказала о своем сборнике с расширенными техниками игры, о том, как меняется техника игры в новых сочинениях, привела примеры нескольких техник, и — играла, свой новый цикл из 12 пьес, «Лесные зарисовки».
А играет она так, что ведущие KORA Late Night Show #23 сначала немного теряются, но не потому что звучат детские пьесы. Потому что ее арфа звучит неожиданно. Захватывающе.
Помните, как первый раз прикоснулись к арфе?
— Помню. Мне было 7 лет. Десятилетка им.Лысенко. Стояла рядом с инструментом и слушала, как на нем играют, у меня возникли смешанные чувства: восторг перед масштабностью, утонченностью, красотой, интерес и страх — арфа была в несколько раз выше и больше меня, огромное количество струн и педалей, которые переключались со скоростью света! Казалось, что играть на таком — невероятно сложно и передо мной какой-то полубог! Но когда моя учительница, Корчинская Диана Степановна, впервые посадила за инструмент, поставила руку и сказала «гениально», я немного расслабилась. (улыбается). Помню, как после первого урока делала «арфу» из всего, что только можно (своего инструмента не было. Впрочем, как и до сих пор, к сожалению): перевернутая гитара, бельевые веревки, любые подходящие поверхности, — мне так нравилось делать «в ладошку-полукруг-кистью»!
Кого вы считаете своими учителями?
— В моей жизни было несколько педагогов — Корчинская Д.С. и Кметь Н.И. Они дали базу. Но я согласна с тем, что на определенном этапе лучшим учителем являются зеркало и самостоятельный анализ, поиск. Бесконечные поиск и анализ. Когда я «переиграла» в консерватории руки, мне пришлось переосмысливать подход к постановке, я много работала над звуком, искала свой. Очень благодарна своей преподавательнице по общему фортепиано — Наталье Александровне Маркевич. Великолепнейший музыкант, педагог и человек!
Как случилось, что арфа стала «женским» инструментом? Нужны ли какие-то физические данные для того, чтобы играть на арфе?
— Отношение к арфе, как к «женскому инструменту» сформировалось довольно недавно. Еще каких-то лет 100 назад она считалась скорее «мужским». Было много прекрасных арфистов-исполнителей, некоторые из них здорово писали для арфы, существенно обогатив ее репертуар. Да и сейчас достаточно мужчин арфистов — великолепных исполнителей и солистов ведущих оркестров мира. Для меня это немного странный стереотип. Почему, допустим, арфа — «женский», а флейта — нет? Нежность тембра? Форма? Почему тогда скрипка — «унисекс»? Про вес и прелести транспортировки арфы вообще молчу. Так что…
Вы занимаетесь дома или в театре?
— Занимаюсь везде, где есть возможность!
Арфа реагирует на погоду? Вообще арфа — капризный инструмент?
— Арфа, не взирая на габариты, инструмент крайне чувствительный и капризный, реагирующий на любые изменения температуры, влажности. Часто приходится подстраивать несколько раз в течении одного выступления. Отдельная прелесть — специфика механики, огромное количество вилочек, педалей, требующее предельной точности регулировки. В этом плане арфа действительно один из самых сложных инструментов!
Существенна ли разница – играть на арфе XVIII века (и играли ли вы на подобной) или на современной?
— Разница огромная, если мы имеем в виду начало XVIII в. В то время были популярны хроматические арфы с двойным и тройным рядом струн, перекрестной системой. Сейчас это музейные экспонаты. В 1720 году благодаря Якобу Хохбрукеру мир увидел первую педальную арфу (с педалями одинарного действия). А в 1786 году Себастьян Эрар решил внести значительные изменения в механику арфы. И в том же году отправился в Лондон, где открыл филиал своего производства (пианисты его знают, как фортепианного мастера). В 1811 году он представил новую арфу с педалями двойного действия, благодаря которой этот инструмент занял своё современное место как в оркестре, так и в качестве солирующего инструмента. Я играла лишь на эраровских арфах. Ну и, конечно, на леверсных (они же ирландские, кельтские). Но это отдельная история. Можно назвать их прабабушками современных и, в то же время, не сдающих позиции наравне с большими классическими педальными концертными инструментами.
Много ли существует произведений для арфы как для сольного инструмента, или место арфиста — в оркестре?
— С появлением педальных арф отношение к инструменту кардинально поменялось в силу значительного расширения технических возможностей. На сегодняшний день — это полноценный сольный инструмент с обширнейшим репертуаром. На арфе можно сыграть все! Ну практически все. А иногда даже больше, чем все. Ни один инструмент не имеет такого колоссального спектра красок, современных приемов и эффектов! Мне нравится раскрывать и показывать ее именно с этой стороны!
Существует ли общность, условный профсоюз арфистов? Как часто происходят арфовые фестивали и принимает ли вы в них участие?
— Существует Ассоциация арфистов Украины. Мы проводим не только фестивали, но и международные конкурсы, конференции, выставки, концерты, лекции. Я принимаю в ней активное участие. Недавно, в марте этого года, в рамках IV Международной научно-практической конференции «З арфою крізь час» давала мастер классы по своим пьесам из сборника «Лесные зарисовки».
Расскажите об опыте сочинительства и преподавания — что вам дает каждый их них.
— И первое, и второе — очень важные и любимые части жизни. Преподавая, я не только передаю знания, секреты, которые собирала в течении жизни. Я учусь сама. Независимо от возраста или способностей ученика. Люблю всех: и пятилетних гномов, и взрослых. Мне нравится общаться, обмениваться, расти вместе с ними. А создание музыки — это отдельный кайф, особенное состояние! Так хочется показать миру безграничные возможности и красоту инструмента, рисовать с помощью звуков арфы разные образы и состояния, делать ноты живыми!
Ваш концерт в «Коре» прозвучал как красивая и завершенная мысль — это сказывается педагогический опыт? Расскажите о вашем сборнике с расширенными техниками игры.
— Мне лишь хотелось показать возможности арфы на примере моих «Лесных зарисовок». Этого практически никто не делает. А вот сборник — да, — мысль завершенная. Это пособие-путеводитель по современным приемам игры на арфе для детей. Там продумано все до мелочей. Отвечаю за каждую ноту, звук, тональность, паузу. И даж само количество пьес (12) и номера, их последовательность тщательно продуманны. Все на своих местах. Особенно простота материала, его доступность для любого возраста и уровня подготовки, местами утрированный примитивизм — все продумано. Моей целью было использовать практически все современные арфовые приемы и эффекты (некоторые из них пришлось придумывать самой) в максимально простых и маленьких зарисовках, «рисуя» с их помощью разные образы и состояния. Например, как бы вы с помощью звуков арфы нарисовали радугу после грозы (а ведь для начала лучше показать первые капли дождя, плавно переходящие в ливень)? Или разговор ветра и росы на рассвете? Или не слишком интеллектуальных охотников на лошадях, да лучше сразу с 3D эффектом? Или слезы и гибель сломанного дерева?
Педагогический опыт действительно помог. Точнее, подтолкнул. Я видела, с каким интересом реагируют дети на расширенные техники, когда готовилась к сольным выступлениям. И как они любят всевозможных «Зайчиков» и «Белочек». К тому же, в то время мне уже изрядно надоел один и тот же репертуар на всех арфовых концертах. Я изучала современные приемы в академии, писала магистерскую работу по ним, играла много современной музыки. Но когда начала искать детский репертуар с их применением, ничего найти не удалось. Его просто не было. Такого, чтобы все приемы — для начинающих, маленьких. Чтобы образное мышление развивалось. И чтобы взрослым тоже не скучно. У нас в Украине многие профессиональные арфисты с такими техниками не сталкиваются, что уже говорить о музыкальных школах. Вот и решила попробовать это исправить. А в итоге так получилось, что сейчас «Лесные зарисовки» уже знают во всем мире, пьесы цикла входят в обязательные программы международных конкурсов. Так что, неожиданно для меня самой, получилось такое себе ноу хау мирового масштаба.
Как часто вам удается играть соло? Ваши впечатления от концерта в «Коре».
— Удается. Играю. Соло, во всевозможных ансамблях, соло с оркестром (это люблю особенно, безумно нравится купаться в его звуках, — оркестровое живое дыхание — нечто особенно завораживающее!). И «Кору» люблю. Много творческих воспоминаний с ней связано. Там отличные музыканты играют, интересные мероприятия проводятся. Kora Late Night Show — толковый проект получился. Разноплановый, информативный, разноцветный, море интересной музыки прозвучало, команда хороших профессионалов работает. Это нужно Украине. Да и миру в целом нужно тоже.
Нагадаємо, що Kora Late Night Show
- це перша в Україні серія онлайн-концертів сучасної академічної, електронної і експериментальної музики ініційована арт-кубом KORA її засновниками композиторами і музикантами Maxim Kolomiiets і Дмитром Радзецьким.
- в усіх глядачів буде можливість ставити запитання у прямому ефірі!
- проект благодійний, тож наша команда буде надзвичайно вдячна вашим благодійним внескам, які у вас буде змога зробити під час прямого ефіру!
- технічна підтримка: Lamo Ukranie lamo.com.ua
- концерт-стрім пройде з унікальною технологією бінаурального звуку, який дозволяє вам відчути ефект присутності в концертному залі, вмикайте і приєднуйтесь.
- KORA Late Night Show #24: Дмитро Пашинський — 12.05, о 19:00 / KORA Late Night Show #25: Олександр Павлов та Георгій Гридковець / Ембріон Бормана — 19.05 о 19:00
Текст: Віка Федоріна
ФОТО: Алина Гармаш