Действие триллера (и футуристической утопии) «Вчера» разворачивается в Кембридже: Марк Генри Эванс, успешный писатель и начинающий политик, живет в просторном особняке со своей привлекательной женой Клэр.
Фелисия Йап — литературная сенсация 2017 года. Она родилась в Куала-Лумпуре, ее отец заправлял банкоматы, а мать работала клерком в автосервисе. В 20 лет Йап начала изучать биохимию в Имперском колледже Лондона, после его окончания работала научным сотрудником в Европейской лаборатории молекулярной биологии в Гейдельберге. Затем перешла к изучению истории в Кембриджском университете, получила степень магистра в Сидни-Сассекс-колледже и докторскую степень в колледже Св. Катарины (тема — заключенные японцы во время Второй мировой войны). С 2007 году Йап — младший научный сотрудник в Колледже Вулфсона в Кембридже.
А еще она работала журналистом в Сингапуре и Великобритании и писала для The Economist и The Business Times.
Триллер «Вчера» — ее литературный дебют. 39-летняя Йап не ходила с рукописью по редакциям — наоборот, ее роман был предметом торгов: восемь агентов боролись, чтобы представлять Йап, и несколько издателей хотели купить права на книгу. Сейчас Фелисия Йап пишет приквел ко «Вчера», под названием Today, и это не шутка.
Во «Вчера» в альтернативном Кембридже у людей нет долговременной памяти. Мир делится на «дуо», которые могут помнить два дня своей жизни, и «моно» — они могут помнить только один. И моно, и дуо сохраняют основные факты о себе — собственные имена, супругов, рабочие места, адреса и в общих чертах «дневник дня» — чтобы нормально функционировать. Большинство их кратковременных воспоминаний хранятся на устройствах, айдаях (привет Apple). Ежедневно ответственные граждане обновляют детали дня в своих дневниках. На следующее утро они же тянутся к светящемся экранам — как к шпаргалкам, чтобы вспомнить кто они, что они и на чем остановились.
История начинается с Клэр Эванс, которая однажды проснувшись, не понимает причин своей истерики — только то, что это было «что-то кошмарное». Так случилось, что она не записала ничего в свой айдай, и детали навсегда исчезли из ее памяти. Ее муж-дуо знает в чем дело, но не говорит. А потом на пороге их дома оказывается полицейский. А потом выясняется, что убита любовница мужа Клэр.
Ученый-биохимик (историк?) Фелисия Йап отлично описала жизнь, которую подменили цифровыми технологиями. Она написала роман-утрированную футуристическую схему: герои не прописаны тщательно, о любовнице Марка Эванса мы знаем почти только размер и марки одежды. А она — главное действующее лицо.
В книге вообще всего четыре главных героя, двум из них (оба моно) Йап явно симпатизирует плюс отличный стремительный сюжет. Который даже завершившись, оборачивается новым великолепным поворотом и открытым финалом. И самое удивительное, то, чего и не ждешь от «Вчера» — превращается в историю любви.
«Официальные рекомендации для моно и дуо, которым исполняется 18 лет / 23 года
Как превратить в факты информацию из вашего дневника
1. В конце каждого дня делайте записи в дневнике, даже если вы дуо и в вашем распоряжении два дня. Заносите туда все для вас значимое со всеми подробностями, которые, по вашему мнению, могут быть важны.
2. Что такое факты. Факты – это информация, которую вы узнали из своих дневников и которая никогда не будет забыта. Факты немедленно распознаются сознанием, поскольку они были успешно перемещены в отдел долгосрочного хранения вашего мозга.
3. Прочитывайте вчерашнюю дневниковую запись каждое утро, как только проснетесь. С этого должен начинаться каждый ваш день. Чем больше усилий вы затратите на изучение своего дневника, тем больше информации вы усвоите. Исследования показали, что те моно, которые тщательно работают с дневниками, способны заучить не меньше фактов о себе, чем дуо.»