Всеволод Шарко начал рисовать после 45. До этого он был инженером-робототехником, дизайнером, ювелиром. Его акварели (на самом деле, смешанная техника) интересно разглядывать, его неожиданные, технически совершенные работы заставляют забыть о себе, и о времени: вот буква превращается в птицу, вот она улетает. В середине сентября в Музее истории Киева прошла его персональная выставка«Холодные берега», Kyiv Daily поговорил с художником после ее окончания.
Вы с детства хотели быть художником?
— Я был абсолютно уверен в том, что буду инженером, как мои родители. Мне хотелось рисовать, не ради какой-то определенной цели, просто — рисовать. Помню, мы путешествовали семьей по Прибалтике, заехали в Каунас и попали в Дом-музей Чюрлениса. Когда я увидел Чюрлениса, понял: мне хочется рисовать, и начал рисовать.
Сколько вам тогда было?
— Я был школьником, пятый класс, может — шестой. После этого музея я начал что-то корябать карандашом, потом появилась пастель…
А потом вы стали инженером-робототехником?
— Да.
По профессии работали? Вы инженером были?
— Конечно. Это же еще Советский союз был, по распределению я попал в «Океанмаш» — был такой институт в Днепропетровске. Я попал в конструкторский отдел. А через коридор был отдел дизайна и эргономики. И довольно быстро я понял, что мне интересней — там, напротив. Меня выручило то, что в советском КЗОТе профессии дизайнер не было, была профессия художник-конструктор. Я постучался «Хочу к вам», мне в ответ: «У вас же образования нет». Я: «Подождите, вам требуется художник-конструктор, я — конструктор. При этом я рисую». Мне сказали: «Приносите рисунки». Я принес какое-то количество: «Хорошие. Переводитесь». И я убедил директора института, что инженерия только выиграет от того, что я уйду. И перешел в отдел дизайна. С тех пор 22 года работал с дизайном.
Этот переход от содержательной функции к внешней был радостным, естественным?
— Очень естественным. Вообще, я не занимался ничем, что было бы мне не интересно. Считаю, что интересно должно быть, обязательно. А иначе в чем смысл жизни? Страдать и мучиться на какой-то работе, которая не интересна и странно, и плохо.
Чем вы занимались в качестве дизайнера? Какое-нибудь простое определение дизайна можете дать?
— Да, дизайн — это манипуляция сознанием потребителя. Ну, или еще: это — организация хаоса в порядок. Это проектная деятельность, она не так уж сильно отличается от конструкторской, и даже ближе к ней, чем к художественной. Многие выдающиеся дизайнеры рисовать вообще не умеют, и в общем-то, не страдают от этого.
Я занимался промышленным дизайном — кабина тепловоза, гарнитура оператора транспортных систем, и так далее. То есть, есть инженерные вещи, им надо придавать форму. Это вполне укладывалось в рамки моих представлений о гармонии.
Это можно назвать оформительской работой?
— Нет, нельзя, это отдельная, уже третья профессия. Когда у меня была уже третья студия, и она уже достаточно крепко стояла на ногах, мы переключились на решение комплексных задач. Допустим, у предприятия падает спрос на продукцию, нужно сделать так, чтобы все, начиная от больших форм до упаковки или визитки менеджера, всея система идентификации, — была в едином стиле, узнавалась, и подавалась определенным образом покупателю, — чтобы росли продажи. То есть оформление — это очень бытовая вещь. Ну как бытовая… практическая. Разница тут принципиальная.
Мне кажется, что в профессии дизайнера гораздо больше от профессии повара, например. Или архитектора.
Приручение хаоса.
— Да. «Мой» (и не только мой) личный профессиональный путь в дизайне начинался с промышленного. Потом он был графический, и пошел дальше. Выделился в отдельную профессию. Раньше это было интуитивное, а потом — вполне сформировавшееся направление человеческой деятельности.
И вы, как нормальный инженер, просто исследовали все области дизайна?
— Да, практически все. Я не занимался только интерьерами и одеждой. За 22 года чем я только не занимался внутри дизайна: полиграфия, графический дизайн, айдентика, вебдизайн. Шел в ногу, вместе с развитием самого дизайна.
Вторая сторона дизайна — это объяснение мира? Не только реклама?
— Все-таки дизайн — это коммерческая прикладная вещь. Да, в нем есть дизайн для дизайнера, и есть люди, которые сумели вывести дизайн на новый уровень.
Дизайн это отчасти искусство, а не просто ремесло?
— Безусловно. В принципе, я убежден, что любая профессия — отчасти искусство. Не бывает хорошего врача без интуиции, не бывает хорошего… да любую профессию возьмите.
Как вы оставили дизайн? В вас совершился внутренний переворот? Зафиксировали ли вы его?
— У меня был переломный год, я решил все поменять в жизни, и поменял. Да, конечно, зафиксировал. Мне в достаточной степени надоело (я устал) работать с людьми, с коллективом. Изменились какие-то обстоятельства личного характера… Ну а произошло все благодаря моему сыну, он сказал: «Папа, хватит». Я всегда довольно много работал, десять лет без отпуска, 14-16 часов в сутки. Мне действительно удалось чего-то добиться, но сын сказал: «Папа, хватит. Займись тем, чем ты хотел заниматься всю жизнь». Я все бросил, и занялся.
Чем занимается сын?
— Он директор одной из заметных IT-компаний в Украине.
То есть, он подставил плечо?
— Да, он меня подтолкнул. Снял мне мастерскую, и я стал рисовать.
Как это происходило в вас внутренне? Все таки дизайнер (и руководитель студии дизайна) — это один вид деятельности, быть художником — совсем другое.
— Я довольно насмотреный человек, так получилось, что с самого раннего детства я внимательно наблюдал искусство. Музеи всегда были моей естественной средой обитания. У меня всегда было желание делать что-то самому. И, наконец у меня появилась возможность это желание реализовать.
Почему вы выбрали акварель?
— По смешной причине. Я был дома у сына, он уехал на полгода работать в Америку, мне попалась на глаза маленькая коробочка с акварелью — еще со времен «Океанмаша», дизайнерам раздавали какую-то канцелярию. Нашел какие-то кисточки. И я взял и начал рисовать, потом почувствовал, что акварель — прекрасная штука. Вот и все.
Про акварель что-нибудь специальное изучали?
— Вокруг, везде, в окружающей среде: какие-то видео-уроки. Наблюдал у других художников. Что-то пришло само-собой, в процессе рисования. Так бывает — ты делаешь, и знание постепенно как-то само-собой появляется. Я учусь беспрерывно.
Как вы смотрите на работы других художников? Мне интересно, как вы видите, как инженер-робототехник видит другие работы? Вы раскладываете их на составляющие?
— Да. Происходит некое вскрытие. Я разбиваю увиденное на детали, смотрю, как оно устроено изнутри. Всегда ведь есть какие-то слои — эмоциональный слой, интеллектуальный, технический. Это три совершенно разных раздела восприятия, я вижу это и анализирую.
У нас в семье есть такой термин — «внутренний октопус», мы были с моим товарищем в океанариуме в Вайвари, попали в очень удачное время, когда кормили все это зверье. И экскурсовод, такой, знаете — с горящими глазами, очень интересно обо всем рассказывал. Когда мы подошли к осьминогам, он сказал, что осьминог — единственное морское животное, которое может умереть от скуки. Если еду ему просто так давать, он очень быстро умирает, а если класть хитро, в какие-то лабиринты, он живет достаточно долго. Ему не интересно просто так взять — и поесть. «Внутренний октопус» — у нас символ многозадачности. Если есть интерес, что-то привлекает в работе, тогда включается октопус, и он начинает ковыряться, разбираться, как все устроено, где там этот лабиринт и где положили кусочек того, чего он так любит.
Вы везде прячете кусочек.
— Да, это интересно. Октопусу не должно быть скучно. Иначе какой же смысл?
То есть, просто нежная-светящаяся акварель вас не интересует?
— Скучновато. То есть, нет — в ней есть своя прелесть. Иногда это бывает очень глубоко, светящаяся акварель тоже разная. Есть очень светлые, просто сияющие работы, которые носят в себе серьезный внутренний стержень … Мне интереснее наблюдать внутреннее содержание работы, чем ее формальную сторону.
Можете назвать своих учителей?
— В буквальном смысле нет: у меня их не было. Я учусь у всех, и всему. Скажем так, есть люди, которые на меня произвели впечатление своей неординарностью, особым мышлением. Конечно, это Ахра Аджинджал, Матвей Вайсберг. Безусловно, в мировой культуре это достаточно длинный список. Олеся Джураева мне очень нравится, нравится ее способность из очень элементарных вещей создать нечто совершенно необычное, она чувствует глубину обычного, а это очень редкий дар. Дорис Сальседо мне интересна с ее «Палимпсестом», так же как, допустим, работа Ахры с его «Рапсодией».
Как складывались ваши отношения с киевской школой художников?
— Сначала они были связаны с виртуальным миром. Я взрослый человек, никогда в жизни не был в мастерской у художника. И тут я с моим товарищем смотрю на работы Вайсберга, и мой знакомый говорит: «У меня есть его телефон». Беру его номер, звоню: «Матвей, здравствуйте. Можно я к вам приду?»
Это была первая мастерская, в которую я попал. Мне повезло, что я попал к большому мастеру, и я бесконечно признателен ему за это ощущение. Мы пришли с сыном, Вайсберг показывал нам работы, я нюхал запах краски, это было чудесно.
С Ахрой Аджинджалом была смешная история, все началось с аджики. Когда мы начали общаться, я понятия не имел, что он чудесный художник. Я только-только появился в фейсбуке, он что-то написал, я что-то ответил, мы разговорились. В детстве мы с родителями часто ездили в Абхазию, и мы как-то больше об Абхазии «говорили» — об аджике, о том, что тут невозможно ее найти. А я научился ее делать, у меня товарищ — грузин, дал мне четкую инструкцию, как и что, и как раз привезли хорошие специи из Греции, я сделал аджику, и послал ее Ахре, просто так. И только через некоторое время понял кто это. И еще спустя время мы встретились.
Художникам интересно между собой обсуждать то, как картина устроена?
— С кем-то да, а с кем-то — нет. Это как в жизни.
А вам нравится объяснять, как задуманы ваши работы?
— Нет, вообще не нравится. Всегда, когда возникает такой вопрос, я говорю: «Представьте, прошло полстолетия, вы нашли эту работу в песке, кто вам будет объяснять, что на ней? Смотрите, делайте свои выводы». Зритель — это ведь в общем-то, соучастник. Работа — она только наполовину авторская. Все остальное зритель делает сам.
Есть сюжеты, которые вы еще не исследовали? Какие?
— У меня в работе шесть сюжетов, каждый ждет своей очереди. Когда делаешь что-то одно, это одно начинает замыливаться. Поэтому я работаю параллельно: веду одну линию, когда чувствую, что она выдыхается, начинаю другую. Сейчас в работе серия «Ненаписанные книги», еще у меня есть «Ненаписанные письма» и «Скрипториум» — это как бы книги, которые будто бы уже есть, а я их заново переписываю. Вообще, это очень длинная тема. Есть сюжетная линия, которая называется «Полярные сны», — они никогда не заканчиваются, это попытка проанализировать свои детские ощущения. То самое ощущение, когда вы выходите в детстве во двор, и там снег идет и никого нет. Или стоит дворник. И дворник засыпан снегом, как космонавт.
Всплывает ощущение — я им занимаюсь. Надоест — откладываю. У меня нет мертвых тем. Планов много. Хватило бы бензина, а так — дорога длинная.
Текст: Вика Федорина