Дом Рабочих Литературы

Ролит

Один из выставочных проектов 9-го Книжного Арсенала  посвящен легендарному кооперативному дому Рабочих литературы, киевскому Ролиту. Заселение Ролита совпало с началом репрессий и изменений литературной жизни: творческие объединения ликвидировали, появился Союз советских писателей Украины (1934 год). Как жили в Ролите и о чем эта выставка рассказывает один из ее кураторов Виктория Величко.

Идея сделать выставку про писательский дом возникла давно, а фокус-тема нынешнего  Книжного  арсенала «Соседство – откытый вопрос» (на которую вдохновила книга Святослава Цалика и Филиппа Селигея «Таємниці письменницьких шухляд») сделала ее актуальной.  Внешний посыл – соседство в большом литературном доме очень разных писателей, живших там на протяжении почти ста лет – это повод говорить об очень контраверсийной (в широком смысле) и непростой истории украинской советской литературы. Она, по-большому счету, еще не написана, не отрефлексирована, это работа  для не одного поколения литературоведов и культурологов.  Поэтому наша задача скромна – привлечь внимание к Дому,  как некоему гигантскому советскому артефакту. Интересно, что молодежь, которая работала в команде проекта отнеслась к нему именно с этой точки зрения. Им было интересно, как выглядит дом сегодня, с трещинами и посыпавшейся штукатуркой, пластиковыми окнами и вагонкой в парадном, с разнокалиберными офисными вывесками. Как соотнести его нынешний, с теми хрестоматийными именами из учебников и мемориальных досок на гранитном цоколе?

Для этого мы рассказываем об истории его создания, показываем никогда ранее не экспонировавшиеся конструктивистские проекты  Василия Кричевского и его молодого коллеги Петра Костырко 1931 года,  — эти проекты  так и  не были воплощены.  Период строительства дома совпал как раз с процессами  «усмирения» писательской вольницы, представителей которой мы увидим в архивной кинохронике  1920-х годов, и превращение ее в монолит Союза советских писателей Украины. Все эти истории про распределение жилья, месткомовских  и академических пайков, премии за лучшее произведение к очередной годовщине революции рассказываются через документы того времени двух несостоявшихся ролитовцев — поэта Олексы Влызько и молодой писательницы Докии Гуменной. Именно в это время и складывалась система, в которой писателю отводилась особая роль «инженера человеческих душ», проводника актуальных в тот момент жизни партийных резолюций, поэтому «правильно» пишущий писатель получал за свои труды в нищей стране все необходимые блага. Старая, но эффективная система «кнута и пряника» работала безотказно. В результате неестественной отбора кристаллизовался некий унифицированный тип советского писателя, в быт которого входили такие же унифицированные вещи, сопровождавшие его в жизни. Так, например, мы обратили внимание, что мебель в писательских кабинетах настолько похожа, что происходила, очевидно, из одного распределителя, вечные бюсты вождя, которые теперь почему-то стыдливо убирают в запасники музеев, шахтерские лампы, косовская или опишнянская керамика, портреты Шевченко, рушники, памятные медали к разным событиям и датам, обязательная иностранная ручка, привезенная из поездки за границу… Нет, были и есть,  безусловно, интерьеры, отмеченные печатью личных пристрастий, вкуса и материальных возможностей хозяев, как, например, Миколы Бажана , Максима Рыльского, Павла Тычины, такими они остаются в квартирах наследников писателей. Но нас интересует преобладающая тенденция, ее мы и пытаемся показать. Впрочем, в музеях можно найти вещи совершенно неожиданные, как, например десятки галстуков Павла Тычины, которые вы не увидите в экспозиции музея, зато их можно увидеть на нашей выставке.

Через небольшие «капсулы» из личных вещей, предметов, рукописей, фотографий писателей-ролитовцев мы, насколько это возможно, пытаемся рассказать о  человеческих отношениях, связывавших их:  искренней дружбе и предательстве, любви и увлечениях, об атмосфере  времени. Этот проект был бы невозможен без поддержки наших многочисленных партнеров – государственных музеев и архивов, наследников писателей Остапа Вишни, Евгения Дробязка, Миколы Руденко, Олеся Гончара. 

Выставка в рамках «Книжного арсенала» непродолжительна, – всего четыре дня, но с другой стороны, учитывая огромную популярность фестиваля — увидеть  ее сможет огромное количество людей. Поэтому мы поставили для себя задачу: рассказать о Ролите так, чтобы она стала первым толчком для того, чтобы наши зрители отправились к этому дому на Хмельницкого, 68, залезли в интернет, прочитали книгу, отправились в музей и попытались составить собственное мнение — об этом времени и об этом доме.  

Текст: Виктория Величко


Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *