24 февраля в Музее выдающихся деятелей украинской культуры откроется выставка живописи Галины Григорьевой.
Выставку замечательно анонсирует Майя Чумак:
«….Майже на кожному полотні ми знаходимо знаки, котрі мимоволі відправляють нас в золотий вік нашої душі: порцелянові горобчики, оленята, равлики, мавпочки, ляльки вписані в контекст натюрморту чи жанрової картини. Образи її картин ми сприймаємо через магію світанкових серпанків, марево спекотних полуднів чи прозорість ранніх сутінків, – так, як за спогадами Галини Сергіївни, спостерігала світ в дитинстві вона сама.
Разом з тим, пастельні переливи кольорів, вишуканість лінії і майже фрескова пластика творів засвідчують високу живописну культуру художниці, котру вона, як і талант, отримала у спадок від своїх батьків-художників.
Фоном для прояву цього неоціненного спадку стала вся історія мистецтв, не тільки переосмислена, але й чуттєво пережита: крізь її полотна проглядають давньогрецький вазопис, мозаїки Софії Київської, барокові гобелени, строгий класицизм, імпресіонізм, японська ксилографія. Часто вони вмонтовані в сюжет картини відвертою цитатою чи фоном і є складовою композиційного строю картини. І при сприйнятті у глядача виникає довгий шлейф асоціацій, котрі переживаються і після споглядання її полотен, даруючи, за висловом самої художниці, «видіння зупиненого часу»».
Галина Григорьева родилась в Киеве в 1933 году, ее первым и главным учителем был отец — известный живописец Сергей Григорьев. Когда-то, года два назад художник Пинхас (Павел) Фишель назвал целых семь причин (от масштабности до гендера), из которых следует, что ни одну выставку Галины Григорьевой пропускать нельзя.
1. Уровневое событие
Когда речь идет о событии высокого уровня (допустим, приезд Маккартни или концерт Азнавура) не имеет значения, интересуется человек тем или иным жанром искусства. Выставка Галины Григорьевой по своему масштабу — как раз такое событие, которое выходит за рамки обычного.
2. Эталонный художник
Общий уровень выставок сейчас (так сложилось) крайне разнообразный, наш уровень ожиданий стерт, средняя выставка нам кажется великолепной. Григорьева — высочайшего уровня профессионал, ее выставки расставляют все по своим местам, восстанавливают эталонную шкалу уровня события. Не напрасно известный мастер Борис Егиазарян говорил, что выставляться вместе с Галиной Григорьевой большая честь для любого художника.
3. Живой шестидесятник!
В последнее время существует мода на художников-шестидесятников. В основном, в наше время, уже умерших. Григорьева — активный участник художественных процессов Киева, начавшихся в 1960-х годах. В ее мастерской происходили андеграундные выставки. В круг ее ближайших друзей входили такие легендарные фигуры — Георгий Якутович, Григорий Гавриленко, Анатолий Лимарев, Зоя Лерман… Но она, во всех смыслах — живой художник. Она смогла перерасти уровень и тенденции движения шестидесятых годов, смогла «перейти на другой уровень».
4. Искусство – вечность
Галина Сергеевна противостоит мейнстриму современного искусства. Для нее важна концепция «искусство как вечность», требующая актуализации понятия мастерства и поиска личной истины. Объект рассмотрения Григорьевой — вневременные ценности. Человечность, нежность, чистота, созерцательность – главное содержание ее работ. В этом плане она чуть ли не единственный продолжатель бойчукистов – самой самобытной группы украинских художников ХХ века.
5. Мультикультурализм
Григорьева — современный художник, чувствующий себя наследником самых разных культур. Она легко сочетает увлечение русской иконописью и японской ксилографией, французскими гобеленами и помпейскими фресками. Кранах, Сезан и Дионисий образуют уникальную ее эстетику.
6. Пока не началось!
Важно успеть увидеть ее работы, потому что в скором времени многих из них уже не будет, просто потому что они исчезнут. Почти все ее работы – палимпсесты. У Григорьевой есть такая особенность: она закрашивает работы не прошедшие ее личный временной тест. Если посмотреть на тыльную сторону работ, которые сейчас выставлены, можно обнаружить несколько подписей – названий работ погребенных под слоем масляной краски. Причем, закрашены могут быть замечательные работы. Просто они в какой-то момент перестали соответствовать внутреннему критерию художника.
7. Антисексизм
Григорьева — это лекарство от сексизма, в ней нет ничего того, что обычно связывают с «женским» искусством — особой тщательности, умильности, красивости. В ней присутствует и женское стремление к гармонизации мира и мужской подход в построении этой гармонии. В этом смысле она, как настоящий мастер, лишена пола.
Текст: Вика Федорина
- Открытие: 24 февраля, в 17:00
- Выставка продлится до 17 марта; время работы музея 10:00—17:00
- Где: Музей выдающихся деятелей украинской культуры, ул. Саксаганского, 97