Это новый цикл статей Kyiv Daily: мы с худруком театра «Актер» Славой Жылой будем ходить в театр, точнее в театры, смотреть (как и предполагается) спектакли (и это будет случайный выбор) — и обсуждать то, что увидели.
Почему Слава Жыла? Он — не ангажирован, он не критик, не драматург, не режиссер. Зато он — фанат театра, и на роль театрального Вергилия подходит идеально.
Первый спектакль, который мы смотрим — напевне комедия «Як не стати порохом» / «Как не стать прахом» театра «Золотые ворота».
Три актера, история богатых нищих, постановка Ореста Пастуха, пьеса венгерского драматурга Дьердя Шпиро.
Глава семьи выигрывает в лотерее, и затем муж и жена проходят все стадии «освоения» богатства — от вполне понятную радости, к страху, отрицанию, ненависти, и так далее. Груз богатства им кажется невыносимым. Спектакль ограничивает зрителей по возрасту (от 14 лет), длится 80 минут, и в целом прекрасен (мое мнение), но предсказуем (тоже мое). Я не поняла, чем все-таки в спектакле занят призрак отца главной героини, но вот об этом мнение Славы: …ну как, это история про простую семью, родственники, мамы, папы становятся источниками конфликтов. Тут придумали дух папы как театральный ход.
И далее его мнение о спектакле и театре в целом:
Это хороший, академический спектакль, Орест Пастух «родом» из Ивана-Франковского театра, он поставил идеальный спектакль для репертуара провинциального театра. Там такое нужно, и хорошо воспринимается.
«Золотые ворота» с каждым сезоном растут. Этому спектаклю около двух лет, и с тех пор «Золотые» ушли далеко вперед, это не типичный для них спектакль. Сейчас режиссер Стас Жирков задал бы кучу вопросов по выпуску подобного спектакля.
Повторюсь: спектакль неплохой, но то, что сейчас происходит с «Золотыми» — Урывский, Жирков, Жюль Одри, — показывает, что театр нарастил мышечную массу и это уже не тот театр, что был два года назад, когда выпускался «Порох».
Огромное упущение, что до сих пор Театральный институт не пригласил Стаса Жиркова, он набрал курс в Университете культуры.
Сейчас «Золотые» демонстрируют очень продвинутый, модерновый театральный язык. Мне нравятся спектакль «Слава героям».
Я бы назвал «Як не стати порохом» мелодрамой. Для социальной сатиры здесь мало пороха (простите мне каламбур), это история про любовь.
Тут можно было гайки закрутить еще больше, чтобы аж резьбу посрывало. Все четко-хорошо поставлено, но… (уточняю, что такое сорванные гайки) — Это когда выключается анализ, тебе не хочется думать как там все устроено, когда то, что происходит на сцене увлекает безоговорочно, когда ты не можешь понять, что с тобой, не можешь (и не хочешь) думать о мизансценах, не скучаешь, не думаешь о телефоне и что там в соцсетях, захвачен с головой и сердцем. В «Золотые» всегда идешь за этим — за куражом, и изменением сознания.
Кстати, это единственная комедия в репертуаре театра. Представьте, что тут случается, когда комедии даже нет в строчке жанра. Вероятно, была возможность, сделать спектакль более актуальным, острым (есть еще слово злободневным) — спектакль «Як не стати порохом», — у всех ассоциация была с Порошенко, а в спектакле она не стреляет. А 450 настрелянных депутатов для этого недостаточно (сцена из спектакля). Но может, это я навязываю свое видение.
Это феноменальный, единственный такой театр в нашей стране (по позиционированию, по репертуару, по игре) равных «Золотым» нет. Мне кажется, что в него должна стоять очередь и желающие должны сидеть в проходах и висеть на люстрах потому что мест нет. «Золотые» – это must see!
- Театр «Золотые ворота», ул. Шелковичная, 7А
- Афиша: http://www.zoloti-vorota.kiev.ua
- Директор и художественный руководитель театра Стас Жирков