Жорж Швицгебель — швейцарский мультипликатор, художник и гений.
В начале декабря, на 25-м международном фестивале мультипликационных фильмов КРОК прошла ретроспектива фильмов Швицгебеля с участием автора. Мэтр и легенда мировой анимации приехал в Киев не просто для того, чтобы пересмотреть свои фильмы, но и провел во время фестиваля несколько мастер-классов.
В Швейцарии нет того, что принято называть «школой», — сильных традиций, поддержки «сверху», общей стилистики, в которой десятилетиями работают национальные художники, анимационной индустрии — американскую анимационную школу на долгие годы определили тренды, задаваемые студиями Disney и Warner Brothers. В Советском Союзе И позже, СНГ, поддержкой и развитием мультипликации занималось непосредственно государство — в Швейцарии есть отдельные гении — это хорошо или плохо?
— В Швейцарии нет настоящей анимационной индустрии, и на аниматоров во франкоязычной Швейцарии поначалу влияла близость Международного фестиваля анимационных фильмов в Анси (Annecy). Сейчас существуют хорошие школы, но швейцарской «школы» нет, и, я думаю, это более или менее хорошо. Чего не хватает, так это обмена ноу-хау в контакте между профессионалами.
Какой общей чертой, качеством обладают швейцарские художники-мультипликаторы?
— Те, кого я больше всего люблю, реализовались в одиночку или почти в одиночку.
Кто (кроме вас самого и Жизель и Наг Ансорж с их песочной анимацией) вам интересен из соотечественников?
— Мне нравятся фильмы моего коллеги Клода Люйе (Claude Luyet), а также Рафаэля Зоммерхальдера (Rafael Sommerhalder), Михаэля Мюллера (Michael Müller), Клаудиуса Жентинетта (Claudius Gentinetta), Софи Халлер (Sophie Haller), например.
Это правда, что вы до сих пор снимаете старой камерой 20-х годов прошлого века?
— Не совсем, с 2012 года у меня есть цифровая камера, но до этого я снимал на киносъемочную камеру Mitchell 35мм 30-х годов, которая принадлежала Чарли Чаплину.
Вы помните свой первый анимационный фильм? О чем он был?
— Это был фильм, который должен был называться «Пируэт» – смесь мультфильмов и последовательности фотографий без реальной истории. Наконец, его, разрезанный на куски, включили в фильм «Пэчворк» (1971), режиссерами которого стали пять человек: Мануэль Отеро (Manuel Otéro), Даниэль Сутер (Daniel Suter), Клод Люйе (Claude Luyet), Жеральд Пуссен (Gerald Poussin) и я.
Какие составляющие — изображение (то есть живопись), звук, история — важнее всего в короткой анимационной истории?
— Очень важна идея, не обязательно история, а также изображение, движение и звук.
Опыт стажировки в Шанхае отразился на ваших мультфильмах?
— Во время пребывания в Шанхае я не рисовал, но снимал много фотографий. Мне тяжело сказать точно, что именно на мне отразилось, возможно, огромное любопытство от жизни в течение одного года в стране, так отличающейся от Швейцарии. Через год после этого, как я создал «Накунин» («Nakounine», иностранец), где использовал свои фотографии, а десять лет спустя — «Год оленя» на основе китайской сказки.
На поверхности ваших мультфильмов все гармонично и просто — спонтанный поток ассоциаций и образов. И только слушатели ваших мастер-классов знают, что вся гармония проверена алгеброй, и за всем стоит точный математический расчет. Зачем вам кажется необходимым выдерживать ритм человеческого дыхания?
— Мне очень важно строить свое повествование в анимации, следуя ритмам (как в музыке), даже если музыку еще не сочинили.
Что для вас важнее всего: история, игра воображения?
— Игра воображения.
Почему ваши, в общем-то несмешные фильмы, вызывают улыбку?
— В основе смеха лежит удивление, и, возможно, улыбку вызывает изумление от графических метаморфоз или непрерывных сдвигов плана.
Самый известный ваш мультипликационный фильм «78 оборотов», а какой свой мультфильм любите вы сами?
— Мне сложно ответить на этот вопрос, поэтому хочу сказать: «Мой следующий фильм». Но мне также очень нравится «Игра» («Jeu»).
https://youtu.be/GPRrhdnYNmM
Что заставляет вас снова и снова вести мастер-классы? Вам важно профессиональное общение? интересно делиться опытом?
— Раньше я не так часто вел мастер-классы, но чем старше я становлюсь, тем больше меня о них просят, и я не хочу отказываться, потому что это дает мне возможность встречаться с молодыми режиссерами.
Знаете ли вы украинских художников-мультипликаторов и их работы?
— Больше всего мне нравится Игорь Ковалев и это хорошо, потому что он украинец.
Текст: Вика Федорина
Перевод: Оксана Корницкая