Приезд в Вену обычно связан у всех с интенсивным «забегом» по музеям. Ну ещё бы – о Бельведере, Альбертине, Музее современного искусства и, конечно, о Музее истории искусств слышали все. Австрийцы – непревзойдённые мастера «музейного» маркетинга.
Но в промежутках между музеями неизбежно захочется поесть. И тут, безусловно, Вене тоже есть чем гордиться. Легендарных кафе и ресторанов тут немало. Расскажу о трёх из них – и начну с самого старого. Причём возраст отнюдь не сказывается на качестве.
Ресторан «Грихенбайсль»
Венский ресторан «Грихенбайсль» живет и здравствует уже более пятисот лет. Первое документальное упоминание о существовании таверны на этом месте датируется 1447 (!) годом. К 1500 году нынешний «Griechenbeisl» был известен в Вене под названием «У жёлтого Орла», это название он носил до 1636 года. В более поздних документах здание упоминается как «Таверна Красная Крыша». Более поздние документы говорят о многократном переименовании таверны, например, «У Золотого Ангела» (1762) или «Таверна Райхенбергера». Нынешнее название – «Греческий кабачок», – объясняется просто. Рядом находится большой греческий православный собор. Ну и первыми постоянными посетителями кабачка были торговцы из Леванта.
В XVII веке в ресторане регулярно выступал известный в те времена в Вене менестрель Марк Августин, увековеченный в песне «Ах, мой милый Августин». По легенде, в 1679 году «милого Августина» нашли однажды после обильного кутежа недвижно лежащим на мостовой, недалеко от ресторана. Поскольку он не подавал признаков жизни, его сбросили в «чумную яму» рядом с церковью Святого Ульриха, где народный любимец смог выспаться и протрезветь, после чего ему помогли выбраться. После этого погребения Марк Августин ещё долго жил и радовал венцев и в первую очередь завсегдатаев ресторана «Griechenbeisl» своими выступлениями. Сегодня рядом со входом в ресторан под решёткой для очистки обуви есть фигура «милого Августина», и гости ресторана могу бросить монетку в его шляпу.
В 1963 году во время переустройства ресторана были обнаружены три каменных ядра, которые сохранились ещё с осады Вены турками в 1529 года. Сегодня они вмонтированы справа от входа в ресторан.
Главная комната в ресторане – «комната Марка Твена», в которой оставили на потолке свои автографы Моцарт и Бетховен, Шуберт и Вагнер, отец и сын Штраусы, Шаляпин и Паваротти, сам Марк Твен, Уильям Сароян, Шиле и Кокошка и даже сам Бисмарк.
Кафе «Централь»
У входа в открытое ещё в 1876 году венское кафе «Централь» всегда очередь, зато работает оно с 7-30 утра и до 10 вечера. Гостей встречает известный австрийский писатель Петер Альтенберг, который бывал в кафе настолько часто, что даже указывал его своим почтовым адресом.
Вот немного Альтенберга:
Кофейня
Заботы? Не все ли равно, какие, – иди в кофейню!
Она не смогла прийти на свидание, пусть даже по очень серьезной причине? – В кофейню!
Башмаки износились? – В кофейню!
Получаешь четыреста в месяц, а тратишь пятьсот? – В кофейню!
Бережешь каждый грош и на всем экономишь? – В кофейню!
Ты канцелярский служащий, а когда-то мечтал стать врачом? – В кофейню!
И ни одна не способна тебя понять? – В кофейню!
Все люди мерзки и внушают отвращение, но без них никак невозможно? – В кофейню!
Везде закрыт кредит? – В кофейню!
Кстати, я нашёл в каталоге аукционного дома «Dorotheum» письмо Альтенберга – оно было продано 5 декабря этого года за 650 евро.
Писатели, пишите бумажные письма! Тем самым вы поможете не только своим наследникам, но и совершенно посторонним людям.
Ещё одним завсегдатаем кафе был живший в Вене с октября 1907 года Лев Троцкий, который часто играл там в шахматы. Известен исторический анекдот о том, как австрийского политика, графа Генриха Клам-Мартиница, спросили по поводу возможности революции в России. Политик якобы ответил: «Кто же будет делать революцию? Может, господин Бронштейн из кафе «Централь»?».
В 1907-1912 годах по четвергам в кафе собирались учёные, в основном философы, объединившиеся в Первый венский кружок.
Кафе «Ландтман»
Знаете ли вы, что в венских кафе, так же, как и в парижских, можно совершенно бесплатно получить графин водопроводной воды (она тут великолепная), а в знаменитом кафе «Ландтман» эту привилегию директивно отменили? Случилось это в 2013 году, после чего кафе подверглось жёсткой критике местных СМИ. Как ни странно, количество посетителей кафе после этого вовсе не уменьшилось. Хотя – что тут странного? В открывшемся 1 октября 1873 года кафе за сто сорок пять лет побывали Зигмунд Фрейд и Оскар Кокошка, Томас Манн и Пол МакКартни, Гельмут Коль и Михаил Горбачёв, Вивьен Ли и Софи Лорен, Густав Малер и Имре Кальман. Всё это я прочёл в специальном буклете, который можно взять в кафе. Пришлось поверить на слово, потому что никого из перечисленных я сегодня не встретил.
В общем, в Вене можно наслаждаться не только музеями. Я в этот раз даже не пошёл в любимую Альбертину – сколько можно смотреть на Моне? Его там годами показывают.
Текст и фотографии: Евгений Деменок
- «Грихенбайсль» — Fleischmarkt 11, открыт с 11:00 до часу ночи
- Кафе «Централь» — Herrengasse 14, 07:30–22:00 (в воскресенье с 10:00)
- Кафе «Ландтман» — Universitätsring 4, открыто с 07:30 до 24:00