11 декабря (1918 — 2008) — день рождения Александра Солженицына.
Александра Солженицына прочли на Западе в полном объеме раньше, чем на родине. Прочли и оценили. Его «Один день Ивана Денисовича» вышел на десятках языков и до сих пор продается в книжных лавках международных аэропортов, а это и есть безусловное свидетельство массового успеха. «Архипелаг ГУЛАГ» тоже внимательно прочли и усвоили трагические русские уроки ХХ века.
По-иному сложились человеческие отношения Александра Солженицына с тем сложным и разнообразным миром, который принято метафорически называть Западом. Дело не только в отрицании Солженицыным либеральных ценностей. Он оказался в Западной Европе, а после в Америке, веря в свое предназначение пророка, властителя дум. Но таких вакансий на Западе не было. В английском языке даже нет такого словосочетания: «властитель дум». Свобода сбивает пророческий пафос. Пророки, рискующие ради правды и истины жизнью, нужны несвободным культурам. В обществе разноголосом и терпимом пророк — фигура, мягко говоря, экзотическая. Что до художественных достоинств экстатического стиля, то они бесспорны. Мне даже кажется, пророки распаляют себя до белого каления, чтобы мобилизовать и реализовать свой художественный дар.
Я хорошо помню, как во время визита в одну из самых привилегированных английских школ Итон, где учатся дети из очень состоятельных семей, Александр Солженицын сказал: «Я рад встретиться с представителями английской молодежи». Проницательный критик коммунизма, оказавшись не по своей воле на Западе, утратил остроту зрения и стал на Западе отшельником.
Игорь Померанцев