В эти дни в Париже проходит премьера «Дау» — новаторского проекта, соединяющего кино, историю, инсталляции и маркетинг. И многочасовую симуляцию «советской» жизни.
Это не фильм о великом физике, и не серия фильмов — сложносочиненный проект: два года съемок, пока смонтировано 13 частей-фильмов (но будет больше), четыреста героев, десять тысяч статистов, сорок тысяч костюмов, семьсот часов пленки…. Словом, это грандиозный «Парк советского периода», события разворачиваются с 1935-го по 1968-й годы.
Не только и не столько кино: DAU сочетает элементы театра, науки, психологии, архитектуры, изобразительного искусства и перформанса. Профессиональная актриса в «Дау» одна — украинская актриса Радмила Щеголева, остальные герои играют (буквально или приблизительно) себя.
А о том, что среди участников суперизвестные деятели науки, искусства, театра и кино — физики, математики; дирижер Теодор Курентзис (Лев Ландау); театральные режиссеры (Питер Селларс, Ромео Кастеллуччи и Анатолий Васильев, он играет Петра Капицу), а музыку для DAU писали Брайан Ино и Роберт Дель Ная из Massive Attack знают уже все.
- Режиссер: Иля Хржановский
- Автор сценария: Владимир Сорокин
- Оператор-постановщик: Юрген Юргес
Кино + книга: кинопроект «Дау», жанр которого не поддается определению (понятно, это не просто байопик) снят по книге, мемуарам жены Ландау «Академик Ландау. Как мы жили». Сценарий по книге-монологу Конкордии Терентьевны Ландау-Дробанцевойнаписал Владимир Сорокин. И сценарий очень хочется прочесть отдельно.
Сделано в Харькове: в 2008 году в Харькове построили макет «Института», в таком же Ландау работал под руководством Петра Капицы, и заполнили декорации действующими лицами. Три главных героя — дирижер Теодор Курензис — Лев Ландау, Радмила Щеголева — жена Ландау Кора Дробанцева, режиссер Анатолий Васильев — Петр Капица и сын Ландау названы в кино немного иначе чем в жизни и, действительно «играют» свои роли. Остальные — импровизируют. Или имитируют, самих себя же в рамках тоталитарного и телесного: отношения, работа, секс, алкоголь, рвота, насилие…
«Дау» одержим реальностью — во время съемок все герои, даже второстепенные жили, подчиняясь «машине времени»: носили, если и пили, то что носили, ели и пили в «те времена» — симуляция жизни без кавычек.
Правда жизни состоит в том, что это — годы посадок и расстрелов. Время, в котором мало радости, но много страха. В котором, как и любом другом — мечтали, любили, на что-то надеялись. На счастье и чуть большую свободу.
DAU — высказывание, произведение искусства, но тем, кто боится сцен насилия, наверное, «идти и видеть» не стоит. Тем, кому важны (интересны) границы между документальным и игровым кинематографом и тем, кто не боится обнаружения (в себе — «как бы повел себя я») мрачных бездн — будет захватывающе интересно. Тем более, что остальной Париж готов поучаствовать в декомпрессии после DAU.
Как устроены просмотры: зрители должны «получить» билеты — «визы», рассчитанные на определенное время пребывания: 6 часов (€35), сутки (€75) и неограниченный период времени (€150). Покупателю самых дорогих виз требуется пройти психологический тест, онлайн. Чтобы зарегистрироваться, понадобится ответить на вопросы (вопросы — продолжение художественное высказывание), ответы определят ваш личный план посещения и спутников. Детям до 18 лет «визу» (билет) не продадут.
Ваш мобильный телефон заберут на входе, вместо него выдадут «дау-фон» — айфон, аудиогид. Аппарат предложит вам посмотреть один из фильмов. Затем — поговорить о фильме (в «исповедальной», священники на выбор — от привычных и традиционных, до раввина, имама, шамана), поучаствовать в конференции. Или в научном эксперименте.
Но было бы прекрасно отвлечься от маркетинга (виз, кабинок, священников, железной посуды, горячего чая и борща), восторженных и отрицательных рецензий — и просто — увидеть кино.
- Когда: с 24 января по 17 февраля, круглосуточно, 7 дней в неделю.
- Где: Париж, Théatre du châtelet, 2 rue Edouard Colonnes
- Купить визу онлайн
Что потом? Показы «Дау» планируют устроить в Лондоне и Берлине в апреле этого года.
Предполагается, что полную 700-часовую версию фильма можно будет посмотреть на онлайн-платформе Dau Digital.
Не только DAU:
Большая ретроспектива Жоана Миро в Гран Пале
Большая выставка, посвященная кубизму в Центре Помпиду
«Троянцы» Гектора Берлиоза в Опере Бастилии в постановке Дмитрия Чернякова.
- Пятичасовую дилогию, сочиненную по мотивам «Энеиды» Вергилия играли обычно в два вечера: сначала «Взятие Трои», а потом «Троянцы в Карфагене» — теперь играют в один. И будут играть до 12 февраля. Опера Бастий
- Сегодня в 23:50 прямая трансляция оперы
«Каната» Робера Лепажа в парижском Theatre du Soleil.
- Лепаж — один из знаменитейших режиссеров нашего времени, счастье застать любой его спектакль, а уж премьерные постановки «Kanata — Episode 1 — la Controverse»…. Спектакли идут блоками, первый уже окончен, второй запланирован с 1 по 24 февраля, третий пройдет с 15 по 31 марта.
- Билетов на показы уже нет. (Но всегда есть счастливое вдруг).
- Театр Солнца
*****
Пока «Дау» работает в центре Парижа, в Харькове в галерее Генриха Семирадского открылась выставка художника Константина Колобова (к годовщине смерти)
Она будет открыта до 6 февраля, площадь пл. Свободы, 6, северный корпус ХНУ им. В.Н. Каразина, обязательно загляните.