KORA Late Night Show номер 7: палимпсесты Саши Долгого

Саша Долгий

В жизни эксперимент происходит так: соединяют в одном выступлении традиционные народные инструменты и электронику.  Гусли Саши Долгого — это и есть электроника. Рецепт такой: берете коробку от кассетного плеера (любого) и магнитофонные кассеты, и все, что на них записано, и — проходитесь поверх старых записей. Это не вандализм! Скорее — рефлексия и осознанность.

Но по порядку. Что мы знаем о гуслях? Они почт такие же древние, как динозавры, но не вымерли. Гусли звончатые похожи на крыло птицы или на трапецию. Есть у звончатых гуслей и более усовершенствованные родственники – это щипковые и клавишные гусли. Гусли щипковые соединяют в себе элементы арфы и древнеславянских гуслей, и еще позаимствовали  у цимбал корпус на четырех ножках. У них металлические струны  разной длины и толщины. Гусли клавишные — родственники фортепиано. Появились они сравнительно поздно, меньше века назад. Устроены  и выглядят так же,  как щипковые, но струны на них расположены строго горизонтально, а слева  — фортепианная клавиатура всего в одну октаву. Что еще? Несколько гуслей, исполняющих музыкальное произведение, никогда не назовут ансамблем, а обязательно скажут о них – хор гуслей.

Сегодня в  KORA Late Night Show  номер 7 мы видим совсем другие гусли, они еще никем не описаны. Называются они magnetic harp,  гусли магнитные.

Kyiv Daily до концерта говорил с автором о том, что же это такое, как он их придумал.  На шоу его спросили об этом же. «Как-то я ехал в маршрутке из Киева в Сумы…», – начал ответ Саша Долгий. 

Саша Долгий

Саша, где вы черпаете идеи для музыки? 

— Если говорить об magnetic harp — идеи проистекают из возможности, которая уже вложена в эту систему — она сама по себе и есть идея. Человек, который изымает из нее месседж, в данном случае я, является полем для компаса, если можно так аллегорически выразиться, которое взаимодействует со стрелкой. И вот, во время выступлений основным фильтром происходящего является мое личное состояние. Никаких дополнительных стимулов нет.

Вопрос идей охватывает более широкую сферу размышлений о человеке и звуке, о человеке и о том, с чем он взаимодействует. Здесь сложно нащупать границу, за которой не было бы посредника — некоего технологического артефакта, технологии — без него мы имеем возможность только слушать. Становясь на путь извлечения, необходимо отдавать себе отчет в том, что этот посредник абсолютно полноправный участник процесса. Это касается всего в истории существования моего вида  и подступов к его возникновению.

Саша Долгий

Что такое магнитные гусли?

— Магнитные гусли — это система, сконструированная из предварительно деконструированного, стандартного и всем знакомого набора: магнитная кассета и магнитофон. Все очень просто, если посмотреть на это сейчас, но идея «процессилась» внутри меня несколько лет, пока не случилось «Бинго!», но и от того момента до воплощения прошло еще года два. Все получилось именно так, как я себе представлял. По большому счету, я вывернул наизнанку то, что было внутри: статические части стали динамичными и получили максимальную степень свободы, динамичные же застыли в статике. От таких изменений вид стал неузнаваемым и в сумме теперь это совсем иная система, хотя корневой принцип остался тем же, что и был. 

Саша Долгий

Как можно коротко (или не коротко) назвать вашу работу со звуком?

— Мою работу со звуком можно назвать экспериментальными практиками и саунд-артом. Мне интересно исследовать и переживать опыт, чувствовать, мыслить.

Чем занимается Институт Звука, который вы создали?

— У нас несколько направлений, в которых мы действуем, все они так или иначе связаны с созданием условий или изменением тех условий, которые есть сейчас — это то, чем мы занимаемся. Это касается не только звука как такового, но и социального поля. Войдя около 20-ти лет назад в эту область и находясь в ней с разной степенью интенсивности, мне стали очевидными её особенности: положительные стороны, недостатки, возможности и потребности. Обладая этой информацией и имея мощный внутренний импульс, можно посвятить время и энергию модернизации, если ясно представлять цель. Мы ее представляем и программно трудимся над ее достижением.

Что вообще (какие звуки, какие регистры) вас вдохновляют?

— Меня очень вдохновляет нойз, как лайв-перформанс, набранный таким образом, что в итоге он охватывает все диапазоны и постепенно заполняя звуковые пустоты, превращается в монолитную стену звука, в таком виде звук перестаёт быть мимолётным исчезновением, он становится осязаем и не только слухом. Это невероятный экспириенс, я это люблю. В остальном же меня вдохновляет то, что делают люди, каких результатов они достигают, их воодушевленность в их труде — это очень глубокое переживание, видеть человека и чувствовать произведение. Способ общения.

Кто из композиторов вам близок?

Саша в качестве ответа просто привел ссылки:

— Но у меня нет фаворитов. Близость зависть от момента и состояния, от отношения к музыке в общем и способу взаимодействия с ней. Есть очень много того что и тех кто впечатляют меня до физических изменений.

Кто вы по образованию?

— Я учился в Педагогическом университете, моя специальность — Психология—Биология.

Вам важна гармония?

— Мне она интересна. Настолько же интересна, насколько интересна какофония и диссонанс. Ответ на этот вопрос для меня лежит в области изучения восприятия, наблюдения его.

Окей, а нормальную музыку вы пишете? А слушаете?

— Очень немного слушаю музыки (улыбается), в основном провожу время в тишине. У меня есть коллекция, она расширяется, но очень медленно, ко всему, что в ней находится могу обращаться множество раз без девальвации. Кроме того очень продолжительное последнее время я слушал и слышал музыку из первых рук от авторов на живых выступлениях и продолжаю это делать. Там и нормальная музыка бывает.

Сам я работаю сейчас над тем, что можно назвать нормальной, (более-менее) музыкой, но пока что рано об этом что-то конкретное говорить.

Саша Долгий

То, что вы делаете, это вообще — музыка? Или скорее исследование, может, наблюдение?

— Да, где-то плавает там между всем этим, отрываясь то от одного, то от другого называния. Эксперимент.

Текст: Вика Федорина

Фото: Алина Гармаш

Напомню, выпуск «Поздних ночей Коры» ведет команда: 

  • Максим Коломиец и Дмитрий Радзецкий  — ведущие
  • Прямой эфир идет с использованием бинауральных технологий звука от Lamo Ukraine
  • Следующий концерт «Коры»,  KORA Late Night Show номер 8: «Євген Ульянов & Олег Пахомов & Ударні інструменти» пройдет   27 января в 19:00
  • Смотреть на странице KORA ART CUBE
  • Вопросы можно задавать до, во время и после концерта
  • Донейт нужен, донейт важен.

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *