Интерес к монументальному искусству советского периода постепенно растет. Но чаще — за пределами постсоветского пространства. 24 июня 2019 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке открылась фотовыставка Евгения Никифорова, состоящая из 16 снимков мозаичных панно. В том числе туда попала и работа Кузьминкова и Константинова «Металлурги», которая украшает стену ЖД вокзала в Мариуполе.
В Украине понимание того, что советские мозаики — это творческое явление эпохи, ценное вне идеологической составляющей еще не пришло. В Мариуполе на центральном проспекте который год осыпаются «Покорители космоса» — соцреалистическая работа ученика Диего Риверы Виктора Арнаутова. Всего по городу разбросано десятка два мозаичных панно. Но одно из зданий в Мариуполе стоит особняком, это бывший ресторан «Украина». При определенных обстоятельствах его можно было бы считать мариупольским музеем монументального искусства — здесь сосредоточены сразу три крупнейших работы ведущих мастеров-монументалистов. Вот только об этом почти никто не знает. На фото выше: Л. Кузьминков, В.Константинов. «Металлурги» 1973 год
С 23 мая по 12 июля 1967 года над оформлением интерьера мариупольского ресторана «Украина» трудилась бригада художников-монументалистов во главе с Аллой Горской. Горская — одна из самых значительных представительниц этого вида искусства в Украине, диссидентка, трагически погибшая при подозрительных обстоятельствах.
В творческую группу Горской входили Виктор Зарецкий, Василий Парахин, Борис Плаксий, Григорий Пришедько и Надежда Светличная. Меньше чем за два месяца команда создала два мозаичных панно «Боривітер» и «Дерево життя», общей площадью 53 квадратных метра. Интересно то, что художники использовали не только традиционные для подобных мозаик материалы: смальту, керамическую плитку и шлакоситалл. В архитектуре «Дерева життя» особое место занял листовой алюминий, придавший работе иллюзорную прозрачность и свечение. А при изготовлении «Боривітра» пошли в ход части нержавеющих ложек.
Боривітер – сокол-пустельга. Первоначально должен был быть программный соцреалистический сюжет. В процессе вместо птицы-борца появилась легкая, стремительная композиция с парящим соколом. По замыслу авторов графическая и цветовая концепции панно были призваны эмоционально отразить сущность Приазовья как места, где степные ветра сталкиваются с водами Азовского моря. Обе мозаики располагаются под одной крышей, но чтобы увидеть «Боривітер» нужно зайти за угол и подняться на второй уровень. Возможно, это обстоятельство позволило соколу Горской избежать репрессий со стороны идеологов КПСС.
Второе панно – «Дерево життя» после смерти Горской в 1970 году замуровали кирпичной кладкой. Оставлять на виду работу известной антисоветчицы с изображением дерева, символизирующего вечную жизнь было неприемлемо. В следующий раз мозаика увидела свет дневной только в 2008 году. В процессе демонтажа перегородки выяснилось, что кладка держалась на арматурной сетке, вколоченной непосредственно в тело мозаики. О том, как безболезненно извлечь десятки металлических прутьев из хрупкого панно еще предстоит поломать голову.
Сегодня эти шедевры мариупольского музея монументального искусства находятся под замком. Последний этаж помещения ресторана уже много лет не используется, но условия для хранения мозаик условно можно назвать удовлетворительными.
Непродолжительная, но плодотворная работа бригады Аллы Горской косвенно поспособствовала появлению в Мариуполе еще одного экспоната. В конце того же 1967 года на первом этаже того же здания недавние соавторы Горской создают еще более масштабную мозаику. Галина Зубченко вместе с Григорием Пришедько по эскизу Аллы Горской выполняют панно «Квітуча Україна» площадью 60 квадратных метров.
Композиция украсила всю тыльную стену помещения Центрального гастронома. В 60-х годах магазин был устроен таким образом, что посетитель утыкался взглядом в мозаику с самого порога.
А сегодня большинству мариупольцев это изображение незнакомо. Чтобы увидеть «Квітучу Україну» за рядами стеллажей супермаркета нужно на время отключиться от мыслей о еде. Практически непреодолимое препятствие.
Критическое отношение к советскому культурному наследию и его политической ангажированности в дискурсе декоммунизации – актуальная тема для дискуссий, исследований, открытий. Наследие Аллы Горской можно рассматривать как импульс для пересмотра места советского искусства в современной Украине. Ведь это действительно предмет гордости, а не скелет в шкафу, который лучше держать под замком.
Алла Горская погибла в борьбе за возрождение украинской национальной идеи и сохранении творческой идентичности. Ее имя — в одном ряду с именами Стуса, Чорновола, Дзюбы, Параджанова, Костенко, Симоненко. Что не менее важно – в творческом смысле Горская стала наследницей передовых идей предыдущего поколения. Тяготение к украинскому авангарду начала ХХ века прослеживается во многих её работах. Как пример, портреты Симоненко и Светличного, а «Знамя победы» в чем-то даже перекликается с Богомазовым.
Интерес к украинской истории и культуре сформировал круг тем и общую творческую стилистику Горской; и, возможно, повлиял на ее отношение к миссии искусства. Это предположение требует более основательной аргументации, но очевидно: в мариупольских работах «Дерево життя» и «Боривітер» художница отказывается от идеологической сюжетности метода соцреализма и обращается к более универсальному изобразительному языку. Это и выделяет ее из числа последователей и коллег-монументалистов. Произведения Арнаутова навсегда останутся в изолированном контексте программно-патерналистского советского искусства, в то время как работы Горской принадлежат украинскому творческому процессу ХХ века.
Наследие Горской имеет общенациональный масштаб и значение, но, к сожалению, остается недооцененным и малоизвестным даже на региональном уровне. Многие работы выдающейся художницы остались на оккупированной территории и об их судьбе известно мало. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем они могут быть утрачены, что делает мариупольское наследие еще более значимым.
В феврале 2018 года «Дерево життя» и «Боривітер» были доступны для свободного обозрения на протяжении всего двух дней в рамках ограниченной экскурсии. Это была последняя публичная экспозиция мариупольского музея монументального искусства.
Текст и фото: Иван Станиславский