На днях вышел сингл «Мой дом» певицы Марьяны Головко — солистки Nova Opera и создательницы авторского камерного проекта Suok.
Помните «Трех толстяков» Олеши, и в них циркачку и куклу наследника Тутти со странным именем Суок?
В «Трех толстяках» говорится, что «Суок» означает «вся жизнь» на «языке обездоленных». На самом деле Суок — не имя, а фамилия, но это уже другая история, история трех сестер и большой жизни около века назад.
В нашем настоящем — Suok — это песни, которые написаны и звучат в исполнении Марьяны Головко. И это новый сингл «Мой дом», который я слушала раз сто пятьдесят, выучила до последнего вздоха. Он нежный, но рвется под кожей, он о доме и тишине, но и мире, который сходит с ума. В какой-то момент я поняла, что устала от желания отправить трек немедленно всем друзьям и просто знакомым и написала Марьяне, чтобы рассказать о «Моем доме» тут, в Kyiv Daily.
Почему сингл «Мой дом» вышел именно сейчас?
— Это удивительное совпадение, песня была написана год назад, никакого отношения к происходящему не имела, мой предыдущий год был наполнен гастролями, премьерами и поездками, у меня не было времени занимать сольными проектами. И мы с Максимом Смоголем, саунд-продюсером этой песни, доделывали (как мы говорим — допиливали) ее, хотелось выпустить ее в апреле, потому что в тексте песни есть отсылки на этот весенний месяц — когда апрель стал близиться, мы стали обдумывать съёмки для клипа. А когда проговорили сценарий и практически все решили, с нами всеми случился коронавирус и карантин. И я решила не откладывать, и релизить эту песню без видеоряда.
Будет ли это альбом? (скажите пожалуйста, что да!)
— Признаюсь честно, меня порадовал текст в скобках. Я хочу ответить «да», и я отвечаю — да. Я использую это уникальное время для того, чтобы больше писать, и возможно, до конца года, наконец, покажу альбом. Мне трудно, потому что музыка, которую я пишу — эклектична, собрать все мои произведения в альбом трудно стилистически и драматургически, жанры моих песен от романса XIX века до достаточно экспериментальной электроники.
Так случилось, что сейчас тема «Дома» стала главной. Что ваша песня говорит о Доме?
— Эта песня посвящена моему эксперименту — первому опыту самостоятельной аранжировки, буквально, работе дома, с программой Ableton. Я почувствовала, что мой дом дышит. Что у него, кроме дыхания, есть пульс. Сердце. Каждый раз, когда я выпускаю новый релиз, чувствую себя Мюнхгаузеном, вытянувшим себя из болота, человеком, который сделал все на максимуме своих возможностей. И каждый релиз мне нравится больше и больше предыдущих. И каждый раз очень интересно читать комментарии — когда я слышу, что эта песня мягкая, нежная, что она ласкает слух… мне становится обидно. Да, у меня достаточно нежный голос. Но музыкальное развитие, которое удалось создать, кажется мне не лайтовым, оно создает напряжение. Песня подхватывает и уносит, и оставляет человека на единые с самим собой — это точно не нежный лаунж.
Почему в моменты, когда окружающая действительность делается ощутимой и болезненной — самая естественная помощь людям — это музыка, это песня?
— Действительно, самой ощутимой помощью в такие моменты как сейчас, оказывается музыка. Когда мы слушаем музыку это похоже на диалог, — с Богом, с собой, если это хорошая, содержательная музыка.
Для меня декоративная музыка вообще — довольно болезненная штука. Да, во времена пандемии музыка спасительна, как Причастие.
Мы проходим разные этапы принятия карантина — кому то все ок, кто-то так и жил, у кого-то неразрешимая паника и страх перед будущим и всех волнует одно: возможна ли гармония и что будет дальше. Творчество отвечает на эти вопросы?
— У нас, если начать перечислять все, что с нами происходит сейчас — войну, пожары, карантин, песчаные бури, не знаю что будет следующим… у нас сложный опыт. Мы все выйдем из этого немного травмированными. Если мы не сможем сделать необходимых выводов, это не станет уроком, а будет повторяться. Я оптимист, я верю в то, что все будет хорошо. Нам всем придется жить в новых реалиях. Я боюсь тотального обезличивания. Каждый обязан пересмотреть «себя» и свое будущее — нас еще ждут ясные солнечные дни, здоровые, чистые дожди, концерты и встречи. Конечно, я не Ванга, но мне кажется, что красота еще нас коснется. Мне понравилась статья*, которую вы мне отправили, и цитата Дэвида Тейлора про эклер: «Какой прекрасный эклер. Какой сладкий эклер. Какой вкусный эклер. Какой-то приторный эклер. Какой-то не очень вкусный эклер. Как задолбал этот эклер!» Мне кажется, что люди устанут от такого информационного потока онлайн. Все устали от эклера, мы научимся разбираться. Люди захотят снова ходить на концерт, в театры, кризисы способствуют развитию индустрии. Переживаю за коллег, желаю всем скорейшего окончания карантина и много-много работы.
Какую задачу вы ставили перед собой (в «Моем доме»)?
— Созидать. Уделять внимание всему — слову, тексту, музыке, для меня всегда стоит задача донести свои мысли и переживания так, чтобы мои песни заставляли задуматься, чтобы слушателю стало легче жить.
Текст: Вика Федорина
Фото: Sergey Ristenko
*Статья, о которой идет речь.