Рубрика «Безвiз» глазами очевидца: худрук театра «Актер» Слава Жыла специально ездил в Берлин и обошел все интересующие его театры, назвал главные с его точки зрения, и сделал вывод: «если хотите познакомиться с современным немецким театром, вам в Мюнхен или Франкфурт». Это статья — отчет, не рекомендация. Если интересуетесь европейским театром, он будет вам полезен.
Театр во Франкфурте и Мюнхене показался мне более продвинутым, а добраться туда сейчас легко и просто. Передовой для меня — театр «Шаушпиль Франкфурт» — все, что я там смотрел, поразительно и прекрасно.
Общее впечатление о европейском театре, не только немецком: сильные спектакли, которые формируют классический театральный репертуар, но при этом всем очень новаторские и модерновые. У европейских жителей нет особых проблем, у них все хорошо, ничего (или почти ничего) остросоциального нет и в театре.
Перед поездкой в Берлин я готовился и составил для себя культурную программу. Еще одна ремарка, последняя: немецким я не владею, но мне было комфортно в театре. Почему-то все советовали Schaubühne, и я наметил себе в «Шаубюне» два спектакля. Первый — спектакль «Вояж», его премьера прошла в октябре, он идет на малой сцене. «Малые» сцены там не такие как у нас — это большая малая сцена мест на 150.
Вояж» — это моноспектакль, двухчасовая постановка Филиппа Прейса, главную роль играет Феликс Репер. Спектакль посвящен истории путешествий от древних греков и римлян до полетов в космос. Ремер на сцене произносит «нарезку» многочисленных отдельных текстов — от «Одиссеи» до современных научных документов и «пересекает» границы через литературу и жизнь. Это классная качественная актерская работа. Однако не могу сказать, что я его смело и всем рекомендую.
Еще в «Шаубюне» я смотрел «Пластик» (там еще какое-то слово в переводе кусок Plastic), спектакль 2015 года Мариуса фон Майенбурга, полукомедия, по которой видно что она 2015 года. Это история про домработницу и ее рабочие будни в жизни семьи. Сцена разгорожена пластиком, немецкая комедия положений, на которой мне было скучно. Schaubühne мне советовал драматург Павел Арье — мое мнение: не надо туда идти.
Театр Горького — Maxim Gorky Theater. Это образчик жизни разделенного Берлина. Я смотрел премьеру Ausser sich («Безумный»), режиссер Себастьян Нюблинг поставил спектакль по роману Саши Марианны Зальцманн. Это такой театр «за стеклом», композитор (Полли Лапковская) спектакля была на сцене, и пела хиты из 90-х. Там сложная семейная история: потерянный брат-близнец, Одесса, Черновцы, Грозный, Волгоград, Москва, Германия, Стамбул…Примечательно, что артисты матерились по-русски. Динамично. Если бы я знал раньше об этом театре, запланировал бы смотреть спектакли только в нем.
В Berliner Ensemble (театр с названием «Берлинский ансамбль») я смотрел спектакль с длинным названием (Revolt. She said. Revolt again) про гендер, сексуальность и феминизм. Это первая постановка в этом театре австрийского режиссера (режиссерки?) Кристиной Чарыски, получившей в прошлом году театральную премию, это публицистический спектакль со слаженной игрой актеров, который меня совсем не впечатлил и не удивил. Мой вывод: для театра нам безвиз не нужен: ходите в киевские театры, Киев — театральный город.
Адреса:
- Франкфуртский драматический театр «Шаушпиль Франкфурт» / Schauspiel Frankfurt, Neue Mainzer Str. 17
- Берлинский театр «Шаубюне» / Schaubühne, Kurfürstendamm 153
- Театр имени Максима Горького / Maxim Gorky Theater, Am Festungsgraben 2
- Театр «Берлинер Ансамбль» / Berliner Ensemble Bertolt-Brecht-Platz 1
На главном фото сцена из спектакля Ясмины Реза «Исскуство» / Kunst, Berliner Ensemble