Мати Диоп очень нежно объединила социальное и призрачное, проблемы миграции и магический реализм.
Полнометражный каннский дебют этого года основан на короткометражке. Это документальный фильм Мати Диоп 10-летней давности был с похожим названием и сюжетом. Он рассказывал о группе друзей, которые отправляются в опасную для жизни переправу на лодке через Атлантику. Сейчас он перепридуман, доработан и рассказан по-новому.
Фильм начинается на строительной площадке: рабочим три месяца не платят зарплату. Они отчаялись вернуть свои деньги. И в поисках светлого (для себя и своих семей) будущего однажды ночью покидают страну.
Мы видим пыльные и не парадные виды Дакара. И мы видим море, много моря. Море задает фильму ритм, оно забирает жизни, и оно — само по себе.
Видим главных героев: Сулеймана и Аду. Сулейман любит Аду. Ада любит Сулеймана. Вот только замуж Ада выходит за Омара. И ничего хорошего из этого не выйдет. Сулейман — будет одним из тех, кто решился пересечь море. Он погибнет и вернется, но уже призраком.
Диоп красиво работает с источниками, — кто-то сравнит историю Сулеймана и и Ады с гомеровской «Одиссеей». А их самих — с Пенелопой и Одиссеем или «Ромео и Джульеттой». Или «Доктором Джекиллом и Мистером Хайдом». Кто-то вспомнит и процитирует поэму Дерека Уолкотта «Омерос».
А Диоп между тем пишет свою историю, и получается нечто вне времени. И в том, как живут в каждом кадре Диоп молодые люди, — танцующие, бездельничающие. Скучающие на фоне моря и пыльных кварталов. Удивляет, покоряет их открытость, грация, поэзия. Диоп словно ловит и показывает нам ветер, раздувающий одежду ее героев, гусиную кожу их рук. И это очень подкупает, и оказывается чуть важнее истории о колониальном насилии, детектива и призраков.
Текст: Вика Федорина
«Атлантика» / Atlantique
- Франция, Сенегал, Бельгия / 2019 / 104 мин.
- Режиссер: Мати Диоп
- Композитор: Фатима Аль Кадири
- Оператор: Клер Матон
- В ролях: Абду Балде, Амината Кэйн, Ибрахима Мбайе