Игра пианиста Барышевского подходит под определение романтической, пусть и звучит она в XXI веке, когда романтическая музыка встала на путь преодоления эмоциональности и зацикленности музыки на том, что давно не выражает ничего, кроме штампа.
Лиризм, ранящая эмоциональность, широта контрастов, ритм, композиция, опора на виртуозное владение инструментом — вот лишь некоторые из черт его музыки.
Может ли человек все еще быть чувствующим, одиноким, глубоким? Поздние романтики лелеют надежду, что да.
На концерте Барышевского в «Коре» мы наблюдаем многое — разговор на непонятном языке, который по ходу дела становится нам понятен абсолютно, как если бы мы вдруг за полчаса научились говорить на суахили. Плюс мы получаем в подарок моментальный снимок сознания музыканта — не просто слушаем музыку, а буквально видим, как она рождается, как у Антония появляется идея и он ее развивает, или от нее отказывается.
После концертов, как водится, происходит разговор обо всем, по немногу — о мастерстве, пианизме, карантине….
Как думаете, Антон, есть ли в мире академической музыки такое понятие, как справедливость?
— Сложно ответить на этот вопрос, поскольку есть сомнения в том, существует ли справедливость как таковая. Так же как, собственно, и понятия «объективности», «истины» итд. Остаётся довольствоваться личными переживаниями на этот счёт — скажем, с чьим-то успехом соглашаешься и/или радуешься, что он у человека есть, а иной раз только молча пожимаешь плечами
Есть такое — выдающийся пианист, и при этом непризнанный пианист?
— Думаю, есть такое, бесспорно. Хотя тут тоже хочется впасть в философствование: что есть признание? Поскольку наше искусство связано с максимальной публичностью, сложно сделать так, чтобы о выдающемся человеке совсем никто не знал, какой-то круг почитания все равно будет. Но, как в случае, скажем, с Алексеем Гринюком — масштаб дарования гораздо превосходит уровень его признания в мире. В случае с композиторами этот разрыв еще колоссальней, пример — Святослав Лунёв.
Какую цену вы заплатили за успех?
— Не могу сказать, что я начисто лишён тщеславия, но к успеху никогда не стремился. Конечно, как и многие [будущие музыканты ] в детстве я не играл в футбол, пропускал часто общеобразовательную школу и с утра шёл заниматься в ДМШ, но это сложно назвать «ценой успеха» или некоей жертвой. Как говорил один повсеместно обожаемый поэт, «избегайте приписывать себе статус жертвы» (это говорил Иосиф Бродский, прим. ред).
Вы чувствуете себя продолжателем какой-либо пианистической школы?
— Возможно, приятно осознавать, что моя «педагогическая родословная» восходит к Оборину, но… Я за то, чтобы развиваться без привязки к чему-то одному. Хотя у меня были замечательные педагоги — Валерий Козлов, Рита Донская, Лили Дорфман…
Вы перфекционист?
— Нехватку перфекционизма вечно чувствую в себе. Болезненно.
Вы счастливы? Что делает вас счастливым?
— Делает счастливым любимая женщина, любимая прекрасная дочь. Возможность свободного творчества.
Вы пробовали дирижировать? Писать — что-нибудь, допустим, прозу?
— Писать — да, в детстве и юношестве много писал стихов, каких-то поэм, рассказов, повестей, выдуманных биографий, писал даже историю выдуманного государства — в общем, графоманил, как только мог. Порой даже серьёзно думал, что если не музыка — ушёл бы туда с головой..
А дирижировать — командовать другими? Звучит малопривлекательно…
Какова ваша жизнь вне профессии?
— Вне исполнительства меня увлекает сочинительство, а если совсем вне музыки — то фотография, судя по всему. Вернее сказать — просто фотофиксация персоналий нашей странной действительности. Ну и ещё немного я интересуюсь архитектурой.
Как устроен ваш типичный день и какую его часть вы проводите за роялем?
— Сложно высчитать, поскольку в процесс занятий инкрустируются в большом количестве всякие отвлечения — интернет, импровизаторство/сочинительство, еда, итд. Удачный день, если найдётся вечером время ещё и для просмотра какого-то авторского кино. Из последних ярких впечатлений — «Укрощение сада» Саломе Джаши и «Сильвестров» Буковского.
Как вы прокрастинируете?
— Ну вот так, как я уже и описал, собственно. В прокрастинации я пребываю на постоянной основе.
По чему вы соскучились на карантине?
— Не буду оригинальным — соскучился по миру, в котором концерт, переносящийся три раза — не ок, онлайн концерт без публики — что это такое?, путешествия — неотъемлемая часть жизни.
Если взвесить чутье и интеллект как составляющие работы пианиста, что победит?
— Так ведь они неразрывно работают. Интеллект анализирует инстинктивные идеи и отбирает самые ценные либо адекватные из них.
Когда я пытаюсь сформулировать для себя специфику вашей игры, у меня есть такие ключевые слова: ясность, прозрачность, размерность. Не совсем медленные темпы, скорее — раздумье. Насколько ваши ощущения совпадают с моими?
— Да, возможно, темпы иногда замедленные — от желания прослушать все детали. А иногда наоборот, слушаю себя — всё куда-то несётся… Над ясностью ещё стоило бы поработать, думается.
Ваши ощущения о сольном концерте в «Коре», как устроен процесс, происходящий в вашей голове во время концерта? В смысле — есть мысли, или они отключаются? Появляются ли левые мысли?
— Старался поймать материал и, отталкиваясь от того, каков он — понять, что можно с ним сделать, куда вести. Пару раз отвлекался на очень близкую камеру — особенность съёмки в «Коре». Но вообще, это, как правило, напряжённый процесс — следить за фактурами, за формообразованием, формозакруглением, самопоглощением формы…
Есть ли такая музыка, которая является для вас большим наслаждением, чем для слушателей?
— Надеюсь, нет.
Нагадаємо, що Kora Late Night Show
- це перша в Україні серія онлайн-концертів сучасної академічної, електронної і експериментальної музики ініційована арт-кубом KORA її засновниками композиторами і музикантами Maxim Kolomiiets і Дмитром Радзецьким.
- в усіх глядачів буде можливість ставити запитання у прямому ефірі!
- проект благодійний, тож наша команда буде надзвичайно вдячна вашим благодійним внескам, які у вас буде змога зробити під час прямого ефіру!
- технічна підтримка: Lamo Ukranie lamo.com.ua
- концерт-стрім пройде з унікальною технологією бінаурального звуку, який дозволяє вам відчути ефект присутності в концертному залі, вмикайте і приєднуйтесь.
- KORA Late Night Show #21: Iнша Тиша — 21.04, о 19:00
Текст: Віка Федоріна
ФОТО: Алина Гармаш