Tempesta di Mare / «Буря на море» — три причины, для того, чтобы быть на концерте-премьере обязательно.
Первая: дирижер. Перкуссионист, профессор музыкальной академии и консерватории в Страсбурге; артистический и музыкальный директор киевского Ухо-ансамбля Луиджи Гаджеро. Он сотрудничал с Клаудио Аббадо, Даниэлем Баренбоймом, Пьером Булезом, Михаилом Юровским, Риккардо Мути, сэром Саймоном Рэттлом.…
Вторая: оркестр. Kyiv State Symphony Orchestra /Государственный академический эстрадно-симфонический оркестр. Это первый концерт Гаджеро с оркестром в качестве его главного дирижера.
Третья: программа. В ней Симфония C-dur Максима Березовского. И рядом – концерт для фагота с оркестром Моцарта. И не только, просто эти два имени важны, для понимания целостности программы.
Симфония C-dur Березовского — это первая (известная) украинская симфония, построенная по так называемому «итальянскому» трехчастному типу. Написал ее Березовский на родине Луиджи Гаджеро, в Италии, ориентировочно в начале 1770-х годов, до недавнего времени рукопись считалась утерянной. Партитуру, долгое время находившуюся в частном архиве Archivio Doria Pamphilj, первым озвучил американский дирижер Стивен Фокс в 2003 году в Королевской академии музыки в Великобритании, а 2016 году украинскую премьеру осуществил Кирилл Карабиц.
Талантливого Максима Созонтовича Березовского в конце 1760-х отправляют учиться в Италию, в знаменитую Болонскую филармоническую академию. 15 мая 1771 года Березовский был зачислен в число болонских академиков. Звание присваивалось раз в год. За год до Березовского академиком был назван 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт. Моцарт и Березовский были не только современниками, они еще и учились у одного преподавателя — выдающегося теоретика и педагога, итальянца Падре Мартини.
Италия — родина Луиджи Гаджеро — дала название известной симфонии немца Феликса Мендельсона, Симфонии №4 ( «Итальянской») которая прозвучит финале концерта.
Произведение, давшее название концерту — Симфония № 39 g-moll («Буря на море») написано Гайдном незадолго до произведения Березовского, в 1765-м. На эмоциональном строе симфоний Гайдна того времени сказалось влияние «Бури и натиска» — течения, которое в третьей четверти XVIII века повлияло на литературу и искусство немецкоговорящих стран.
Симфония № 39 соль минор (1768) полна той же трагической мощи, которую мы находим в первых двух симфониях Моцарта (№ 25, К. 183), написанных в той же тональности пятью годами позже, возможно в подражание Гайдну.
И три ответа Луиджи Гаджеро о выборе концертной программы.
Как Гайдн, Моцарт, Березовский связаны музыкально, тематически?
— Гайдн — великий изобретатель классической формы — без него Березовского, Моцарта и Мендельсона не было бы…
Тема концерта — баланс между идеальным классическим выражением и страстью, когда эта страсть преображается из классической гармонии в нечто большее.
Почему вы выбрали именно эту симфонию Гайдна?
— 39-ая — первая симфония, написанная Гайдном в минорном ключе, одновременно она одна из самых страстных. Намного позже Гайдн будет гораздо более «контролируемым» в выражении своих чувств. Тем не менее, невероятный баланс между почти характером «Бури и Натиска» и совершенством формы создает у меня впечатление «нормальной», невероятно «здоровой» страсти. Гайдн говорит нам: мы можем испытывать невероятно глубокие эмоции и при этом оставаться уравновешенными людьми, наполненными чувствами. В этой музыке есть не только «furioso» или «отчаяние», но также и радость, и любовь, и все эти чувства смешаны — как в реальных людях.
Почему Мендельсон? Только ли потому, что симфония называется «Итальянская»?
— Послание, которое я хотел символически передать своим первым концертом во главе с KSSO, состояло в том, что в искусстве только удивительная красота может стать настоящим, трансцендентным, преображающим опытом. Если в 39-й симфонии Гайдн является классическим композитором с романтической душой, то в своей 4-й Мендельсон является романтическим композитором с классической душой… Я люблю Мендельсона, и эту симфонию в частности, потому что он управляет и в то же время соблазняет нас красивыми мелодичными изобретениями, горячим романтизмом, который никогда не впадает в сентиментализм. На мой взгляд, это очень благородный способ выражения внутреннего состояния. И этот калейдоскоп чувств, преображенный равновесием духовного соотношения, может быть самым важным «посланием», которым я хотел бы поделиться с нашей публикой.
- Kyiv State Symphony Orchestra / Государственный академический эстрадно-симфонический оркестр Украины
- Дирижер – Луиджи Гаджеро
- Солист – Сергей Гурин (фагот)
Програма
- Максим Березовский. Симфония C-dur
- Йозеф Гайдн. Симфония №39 g-moll ( «Буря на море»)
- Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фагота с оркестром
- Феликс Мендельсон. Симфония №4 ( «Итальянская»)
Когда: 22 февраля, 19:00
Где: Дом звукозаписи Украинского радио, ул. Леонида Первомаского, 5в.