Фавны, гномы и прочие чудеса

«Фавни»

В концертных программах Kyiv Symphony Orchestra никогда не бывает случайностей, все концерты — это внятное высказывание на заданную тему. На концерте «Фавни, гноми, чудасії» мы будем иметь дело с магией, настоящей. За волшебство отвечают  Клод Дебюсси, Модест Мусоргский и Лев Ревуцкий. Следуем за программой. 

«Послеполуденный отдых фавна» — это первое симфоническое сочинение Дебюсси, его премьера прошла больше двух столетий назад,  22 декабря 1894 года, в Париже, под управлением Гюстава Доре. Дирижер позже вспоминал, как уже во время исполнения  внезапно почувствовал: слушатели совершенно покорены музыкой, и тотчас же по окончании она была сыграна снова. Это был первый настоящий успех Дебюсси.

Спустя  почти 10 лет году на музыку «Послеполуденного отдыха фавна» в парижском театре Шатле (на Русских сезонах Дягилева) был поставлен одноактный балет. Хореографом и исполнителем роли Фавна был русский танцовщик Вацлав Нижинский (который совсем не понравился композитору).

Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» была написана по следам одноименного сочинения Стефана Малларме. Это музыкальное произведение традиционно сравнивают с пейзажами художников-импрессионистов: «Белыми кувшинками» и «Полем тюльпанов» Моне,  «Тропинкой в высокой траве» Ренуара. В нем нет драматического конфликта, нетсюжета или динамичного развития действия —  только мир природы с разнообразием красок и образов, живописность мифологического существа, грезящего в знойный день о прекрасных нимфах.

Жанр, к которому обратился Стефан Маларме, называется эклога, диалог.  В этом диалоге у него участвуют персонажи античной буколической поэзии. Действие (точнее — бездействие) происходит на берегу Эгейского моря,  нещадно палит полуденное солнце и тихонечко журчит флейта Пана. Полуденную истому нарушают испуганные возгласы купающихся дриад, к которым подкрадывается косматый покровитель пастухов…

После первого исполнения «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси получил письмо от Стефана Малларме: «Ваша иллюстрация «Фавна» не только не диссонирует с моим текстом, наоборот, она превышает его ностальгией, изумительной чуткостью, мечтательностью и богатством».

В письме, написанном год спустя после завершения «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси шутливо объяснял его музыкальный принцип: «Это общее впечатление от стихотворения, так как при попытке более точно следовать за ним музыка задыхалась бы, подобно извозчичьей лошади, конкурирующей с чистокровной в состязании за Большой приз».

«Картинки с выставки» — самый известный фортепианный цикл Мусоргского — яркий, запоминающися, театральный. Это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр и написанная в память о друге композитора — художнике и архитекторе Викторе Гартмане, умершем в 1873 году. В 1874-м была организована посмертная выставка произведений Гартмана, на которой были представлены его работы маслом, акварели, зарисовки с натуры, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были и некоторые изделия, сделанные руками художника, — щипцы для раскалывания орехов, часы в виде избушки на курьих ножках…Выставка потрясла Мусоргского. Он решил написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения покойного художника. Благодаря таланту Модеста Мусоргского, слушателям «Картинок с выставки» не так уж сложно ощутить себя посетителем этой посмертной выставки. 

При жизни Мусоргского цикл так и не был издан. Первое издание состоялось спустя пять лет после смерти. У «Картинок» существует 19 оркестровок. Модест Мусоргский написал этот цикл для фортепиано, а наиболее удачную (изобретательную и одновременно бережную) оркестровку удалось создать Морису Равелю. Премьера оркестрованного варианта состоялась осенью 1922 года в Париже. После первого же исполнения забытые «Картинки с выставки» обрели популярность, многие дирижеры с мировым именем захотели исполнить цикл.

Луиджи Гаджеро объединяет  Клода Дебюсси (и Малларме) и Модеста Мусоргского (и Мориса Равеля) фантастическим Вторым концертом для фортепиано и оркестра Льва Ревуцкого.  

Ко Второму концерту Ревуцкий приступил в 1928 году, мы об этом узнаем из статьи Бориса Лятошинского «Ревуцкий и его Вторая симфония» (Советская музыка. 1934. № 8-9). Сначала он думал назвать его «Поэма соревнования» и дать программные подзаголовки каждой из четырех частей: I – «Призыв к соревнованию»; II – «Танцы и спортивные игры»; III – «Соревнования певцов»; IV – «Парад победителей». Прообразом «музыкальному соревнованию» служили многочисленные олимпиады и соревнования, распространенные в то время. Закончен концерт был в 1934-м. Первым исполнителем концерта был киевский пианист, й ректор консерватории Абрам Луфер. Перед войной произведение прозвучало в Киеве, Львове, Харькове, Москве, Ленинграде.  В музыке Второго концерта так много импрессионистических и модернистских влияний, что советские символы и образы ей не слишком мешают. Композитора обвиняют в формализме, в годы войны погибает партитура, а ее новая послевоенная редакция изгоняет из странной музыкального леса волшебную прививку — чудеса, нимф и мавок. 

Текст первой редакции возвращается в Украину только в 2009 году, и его удивительная судьба продолжается: за эти десять лет концерт был исполнен одним-единственным пианистом — Романом Репкой. И вот сейчас — Антуанеттой Мищенко. 

И, как водится, все будет звучать в два-три раза быстрее.

Текст: Вика Федорина

  • Что: концерт Kyiv Symphony Orchestra под управлением Луиджи Гаджеро «Фавни, гноми, чудасії»
  • Когда: 17 сентября в 19:00
  • Где: Дом звукозаписи Украинского радио, ул. Леонида Первомайского, 5В.

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *