Очень джаззи

KK4tet

Альбом «2+2» квартета KK4tet записан на пленку, это как принято сейчас говорить, инстант классик, он возвращает слушателей во времена лайвов. Это музыка  для хорошей джазовой сцены, это и современный джаз и джаз винтажный,  гипнотический, с выстроенной концепцией и прорисовкой. Удивительным образом, — общим ощущением, гармониями и мелодиями он передает ощущение искренности, новизны и радости.

Пластинку  «2+2»  записали на пленочный магнитофон с авторским контемпорари пост-боп джазом для тех, кто соскучился по атмосфере живых выступлений. Аналоговый метод записи альбома позволяет слушателям ощутить себя посреди джазового концерта: пленка зафиксировала звук зала, положение музыкантов, эмоцию исполнения, малейшие движения и колебания в пространстве. Все «искажения» обогащают музыку в моменте и делают ее центром внимания, а не фоном.

Участники КК4tet рассказывают, что запись произошла спонтанно, после предложения Александра Федяева — сооснователя лейбла Feel for Real, которые возрождают интерес к аналоговой музыке в Украине. Отрепетировав композиции, музыканты сыграли их единым потоком. Поначалу команда скептично отнеслась к результату, так как записывалась целая сумма музыки, без эквалайзеров, компрессоров и постпродакшена, на один магнитофон Studer A-80. Но в  итоге метод аналоговой записи помог сохранить и подчеркнуть особенности композиций, которые могли бы потеряться при цифровой конвертации: оммаж тенор саксофонисту Joe Henderson в B.N. Rhythm, заполняющую пустоту Empty Seats и колебания Shifting between, живость и эклектичность Phrygian Blues в сочетаниях фри-джаза, свинга и импровизаций. При прослушивании можно испытать эффект полного погружения в звук, когда музыку «слушают» не только уши, но и все тело, ум.

Музыканты КК4tet работают вместе всего год, но хорошо знают друг друга по джазовому миру: тенор саксофон — Николай Рышков, баритон саксофон— Григорий Паршин, контрабас — Кристина Кирик, и барабаны — Тарас Козак. На их выступлениях звучат авторские композиции Кристины Кирик и Николая Рышкова, аранжировки на джазовые стандарты. Каждый раз их программа демонстрирует новый подход к возможностям джазовой композиции, то обращаясь к экспериментальным течениям, то ориентируясь на традицию.

KK4tet

— Нам нравится джаз, потому что можно использовать весь выученный инструментарий в музыке, и применять его так, как хочется тебе. Хочешь — свингуешь, хочешь – играешь фанково, можешь быть агрессивным в игре или лиричным. Кажется, что в джазе возможно максимально свободно самовыразиться. В классике, например, всегда присутствуют установки композитора, если играешь в поп-ритм секции — то исключительно грув. А в джазе есть место для личного подхода, самостоятельной частички коллектива. Потому для нас это самая захватывающая музыка!» — рассказывает бенд-лидер проекта Кристина Кирик.

И продолжает, в ответ на вопрос, почему она выбрала контрабас, и было ли ей с ним тяжело:

— Мне всегда очень нравились и сейчас нравятся басовые инструменты и их звучание. Именно низкая составляющая аудиально цепляет больше всего. До контрабаса я играла на фортепиано, бандуре, гитаре и бас-гитаре и в каждом из этих инструментов в нижнем регистре мне всегда слышалась музыка изнутри и начинались первые попытки композиторства. Также на выбор инструмента повлияло мое увлечение джазовой музыкой.
По поводу стереотипа что это мужской инструмент, могу сказать что мне сейчас играть на нем несложно в физическом смысле. На сегодняшний день этот инструмент и легок и сложен для обоих полов одинаково, все зависит от того насколько качественный инструмент. Первое время сильно болели пучки пальцев и набухали мозоли, но это естественно происходит с каждым кто начинает на контрабасе играть. В остальном правильная работа веса тела и правильные движения во время игры. Вот ключи к освоению контрабаса, а не то, какого пола.

В «классике» девушек, играющих на контрабасе больше, чем в джазе? Вы знаете всех джазовых контрабасисток?

— Скорее всего, да. Я думаю, это из-за того, что джаз позже появился.  Думаю что знаю далеко не всех контрабасисток. Никогда, если честно, не задавалась таким вопросом.

Вы — фротвумен вашего коллектива, при этом функция контрабаса — поддерживающая, этот инструмент не солист, но он способен улучшить ансамблевую игру.

— В нашем коллективе я занимаюсь сочинением произведений, аккомпаниментом, а также солированием. Наша игра больше о взаимодействии, нежели о формуле солист+аккомпанемент. Моя игра в этом проекте это всегда трансформация процессов – в один момент я могу вести басовую линию по гармонии, в другой момент начинать фрагментарно играть вокруг фраз солиста, в следующий момент могу перейти больше в ритмическую составляющую, иногда это поочередно, иногда все процессы сразу.

Расскажите о репертуаре и составе и идее создания  КК4tet.

— Мы исполняем авторскую музыку, собственные аранжировки на джазовые стандарты и иногда композиции наших друзей коллег музыкантов, в проектах которых мы когда-то играли и некоторые песни нам особенно запомнились. Наш состав это альт/тенор саксофон, баритон саксофон, контрабас и барабаны. Мы преднамеренно решили отказаться от гармонического инструмента (такого как пианино или гитара, которые могут играть аккордами) и создавать пространство внутри музыкального полотна. Это рассчитано на непосредственное участие слушателя который может интерпретировать наши созвучия по своему, исходя из своего слушательского багажа.
Идея создания появилась под впечатлением музыки Joe Henderson, John Coltrane, Sonny Rollins, The Jazz Messengers, Lennie Tristano, Charles Mingus, Fly Trio, Ambrose Akinmusire, это если назвать особенных. Это уже второй собранный мною состав,. Сначала коллектив назывался Кристина Кирик квартет, со мной играли трубач Яков Цветинский и альт саксофонист Борис Могилевский. Это было в 2019 году. У меня уже было несколько своих композиций и начались первые аранжировки для подобного состава. Сегодня со мной играют Коля Рышков — альт/тенор саксофон и Григорий Паршин баритон саксофон. Я их пригласила в 2020 году, но знакомы мы уже около 10 лет, мы  учились в одном Институте.

Раньше это были сочинения украинских композиторов и фирменное «сырое» звучание, что существенно изменилось в  «2+2»?

— В первую очередь в 2+2 была особенной запись, так как мы писали все на пленочный магнитофон, без возможности пост-редактирования. Это наше первое студийное запечатление момента нашей игры.
Сочинения украинских современных композиторов, то есть наших друзей музыкантов мы по прежнему держим в репертуаре. Возможно, в будущем сделаем компиляцию и запишем альбом с участием самих композиторов. 

Уроки локдауна для музыкантов  и планы КК4tet?

—  Отчасти локдаун позволил нам сосредоточиться на творчестве, так как вся индустрия остановилась и стало резко много свободного времени. Обычно каждый из нас активно выступал как сессионный музыкант и постоянно была занятость другой игрой.

Что означает название группы?

— КК4tet — это аббревиатура моего имени и сокращение слова quartet.

На обложке альбома изображена картина киевской художницы Еліни Рі

Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *