Радостный, почти детский взгляд на мир и другие метафоры выставки Николы Кривенко в ЩАЦ.
На входе посетителей встречает бронзовая скульптура «Скок», слева и справа от нее — абстрактные полотна, большинство из них созданы во время карантина (и это впечатляющий ответ на пандемию и самоизоляцию), плюс немного работ 2018 года.
«Шамбала», «Полотно заоблачное», «Полотно астральное», «В воздухе» и другие полотна рассказывают о встрече художника с новой реальностью, они — отражение его интересов, среди которых, очевидно, ведущий — восточная философия, медитация и самопознание. Вне зависимости от вирусов.
Микола Кривенко мудр, остроумен и молчалив — это известно, это — факт. На выставке мы видим Кривенко радостного, сияющего. Да, конечно, мы соскучились по выставкам, и поэтому легко испытываем радость от встречи с не виртуальной живописью. Но радость тут не субъективна, я вернулась на утро, в другой компании, специально, чтобы сверить реакции. Все на месте — вглядывание в себя, лиризм, само-погруженность, само-достаточность. И эта радость.
Эти новые беспредметные работы — вневременные, архаизированные, пластичные, светлые, переливающиеся. Все в них, и их цвет, и свет, внутренняя правота и гармония — напоминают непрекращающийся монолог художника, но не только. Это другой вид разговора, не упрощенный, и не заумный, — больше всего он похож на «еще не диалог», так мы «разговариваем» с собеседниками в письмах — спорим, рассказываем, — длим вечность или хотя бы мгновение. Об адресате этого разговора говорят цвета, — синий, коричневый, красный… и линии. Безусловно, «Розовый тукан…» — это общение Миколы Кривенко с Григорием Гавриленко, которого Кривенко считает своим учителем.
Абстракции Миколы Кривенко похожи на контурные карты, на старые карты древних мореплавателей. На детские секретики. На фрески старых мастеров, в каждой из которых скрыта своя история, и эта выставка — не исключение. Еще в «Тукане» очевидны сюжеты фантастических историй, рассказанные легко, с особенной, интонацией — хочется задержать дыхание и улыбаться.
В этих работах нет ничего нарочитого, не-свободного: нет натуралистической иллюстрации, мистицизма, романтизма, символизма и прочего — они как письмена (я повторяюсь), просто Кривенко так думает. И говорит (пишет) то, что думает. Это — другие миры, его миры. Нам в них приоткрыли дверь.
Текст и фото: Вика Федорина
- Что: выставка Николы Кривенко «Розовый тукан на рассвете»
- Где: Щербенко Арт Центр, ул. Михайловская, 22В
- Когда до 27 июня, со вторника по субботу с 11:00 до 20:00