За пределами музыки

Мария Юдина

9 сентября 1899 года родилась Мария Вениаминовна Юдина. О ней вспоминает историк культуры Михаил Бахтин, его голос звучит в передаче Игоря Померанцева,  запись Виктора Дувакина.

Поверх барьеров. Радио Свобода

….Она очень интересовалась философскими вопросами, притом обнаружилось, что она обладает способностями к философскому мышлению, довольно редкому. Как вы знаете, философов не так много на свете. Философствующих очень много, но философов мало. И вот она как раз принадлежала к числу таких, которые могли бы стать философами.

… Прежде всего что в ней поражало? Что она вообще любила и исполняла музыку сильную: вот — Бах, Лист, Бетховен, потом некоторых современных музыкантов, новых. Но вот именно эта сильная музыка, музыка, которая, так сказать, была на пределе музыкального и чего-то более высокого, мифологического или религиозного. Вообще,  я считаю: основная черта Марии Вениаминовны как человека и как деятеля культурного — она никак не могла уложить себя в один фах, какую-то специальность, она не могла ограничиться одной музыкой, нет. Она все время пыталась вырваться шире: в религию, потом в общественную деятельность. Но уложиться в рамки одной музыки, стать профессионалом, только профессионалом, она не могла никак, никак не могла! Всякий профессионализм таким людям абсолютно чужд. И вот поэтому в музыке она брала все то, что лежит на границе музыки и других искусств, отчасти поэзии, романтической поэзии… Вот. Романтизм ее страстно привлекал.

Мария Юдина

А романтизм ведь все время бился о пределы, о грани литературы, поэзии, чтобы выйти за эти пределы и стать чем-то вроде религии и т. д. И вот то же самое у нее. Она брала музыку там, где она была близка либо к поэзии романтического типа, к поэтическому откровению, либо к откровению религиозному. 

И не укладывалась никак в рамки музыкального профессионализма. И вот этим определяется и выбор ее произведений. Этим определяется и своеобразие ее трактовки. Она трактовала всегда очень индивидуально. Естественно, она не любила и штампов музыкальных, она их разрушала. Многие поэтому считали, что она излишне индивидуально и субъективно толкует те произведения, которые исполняет. Но мне как раз именно и нравилось ее исполнение, потому что она, так сказать, усиливала те моменты, которые, по-моему, наиболее сильны в данных произведениях у данных композиторов.

Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *