Это цикл статей Kyiv Daily: мы с худруком театра «Актер» Славой Жылой ходим в театр, и обсуждаем то, что увидели.
Мы идем в Украинский малый драматический театр смотреть трагикомедию «Мать його» по пьесе екатеринбургского автора Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила». Пьесу Баженовой легко сравнить с черными комедиями британского драматурга Мартина Макдонаха (многие так и делают). Мы смотрим печальную, местами душераздирающую («те, кто никому не нужен живут вечно») историю, и смотреть ее нам смешно — значит, все правильно.
Главные герои – мама (околоста) и ее (плюс-минус шестидесятилетний) сын. Врачи считают, что Зоя Марковна вот-вот умрет, однако… На сцене четыре актера, поставила спектакль Виктория Шевченко. Зрителей ограничивают возрастом 14+ ( в зрительном зале был младенец, но младенец это не считается), спектакль длится 1 час 20 минут, а предваряет его афишу цитата из «Евангелия от Иуды» Леонида Андреева: «Да! Целованием любви предаем мы тебя. Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязания, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест – и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь».
Что я могу сказать — это было нескучно. И это был театр. Не канонический — Малый, не-академический, не-художественный… другой.
А вот что говорит Слава:
Этот театр называется Український малий драматичний театр, на самом деле, ему много лет, он создан в 1989 году.
Года два как его возглавил Дмитрий Весельский, самый молодой худрук столицы. И все в труппе молодые, думаю, что мы видим становление и развитие УМДТ, им есть куда расти, и это хорошо. Хотя смотрите — молодые, но этот спектакль — не студенческая работа, на голову выше.
Мне сложно говорить по поводу вектора театра, я попробую: это театр «дружит» и связан с «Молодым», но «Малый» в гораздо большей степени молодой ( молод буквально), чем сам «Молодой», и уже довольно мощный, серьезный, и прочее — театр. У коллектива есть все необходимое для театра, и он, абсолютно не спеша, работает (я бы ускорился, но у всех темп разный).
В прошлом году у «Малого» была премьера спектакля «Холодная мята», я ходил на него. Это хороший спектакль по пьесе Григора Тютюнника, получивший Пектораль.
«Мать його» — это второй спектакль театра, который я видел. Я его выбрал не просто так, режиссера Викторию Шевченко, поставившую «Мать его» я пригласил к себе в театр, она будет делать у нас постановку.
Что-то в этой «Матери его» есть. Это не идеальная работа, она сложна (наверное) драматургически. Как зрителю мне в какие-то моменты было очень любопытно, меня увлекал событийный ряд. История выстроена, она ведет за собой. Это нескучно, в этом есть душа. Я не могу сказать, что я в восторге от спектакля, но что-то в нем есть, что-то человечное и душевное, и это цепляет. Хотя тема мне и неблизка. Хорошо, что этот квартирный вопрос сейчас отступает, и квартирные драмы уходят из нашей жизни.
Это не оглушительно здорово, но замечательно уже то, что спектакль не вызывает отторжения — это первое, и второе — спектакль заставляет достать изнутри что-то нехорошее, ужаснуться этому и выбросить с глаз долой. А это, скажу я вам, и есть настоящее. Это вызывает уважение. Плюс перспективы, которые у театра есть. Но, если есть перспективы роста, то надо ожидать и проблем роста.
Весельский звал к себе на «Блуд», я слышал о нем разные отзывы, о «Матери», кстати, не слышал отзывов абсолютно, не понимал, на что иду. Но это критикам надо готовиться.
Статью об этом спектакле надо назвать как пьесу Надежды Птушкиной «Пока она умирала» с Чуриковой. Это ведь история не о маме — о сыне. Но видите, — нам есть о чем говорить после спектакля.
P. S. Уже почти ночью пришло сообщение от Славы: «Было ощущение Вампилова». И это совершенная правда.
- Украинский малый драматический театр, ул. Олеся Гончара, 33
- Афиша: http://www.mdt.org.ua/uk/events/
- Директор и художественный руководитель театра Дмитрий Весельский.