Слушай, я расскажу тебе сказку

Сказки

Последний концерт сезона Kyiv State Symphony Orchestra вместе с главным дирижером Луиджи Гаджеро посвящен сказкам. 

Программа с виду проста. Обманчиво проста, конечно.  Гаджеро умный и неленивый дирижер, его прочтение может отличаться от партитуры,  и обнаруживать в ней то, что было скрыто. В программе три имени — Скорик, Стравинский, Барток. И четыре сказки: «Гуцульский триптих» Мирослава Скорика, сюита «Жар-птица» Игоря Стравинского (прозвучит в версии 1919 года). «Румынские народные танцы» и  концертная версия «Чудесного мандарина» Белы Бартока.

Почти все сказки, которые нам расскажут (напоют, проиграют) — народные,  это фольклор. 

Композиторов, которые прозвучат в пером отделении (Скорик и Стравинский) объединяет возраст — оба были молоды, когда писали эти произведения, они только подавали надежды. Музыку к «Теням забытых предков» Сергей Параджанов предложил написать 27-летнему композитору Мирославу Скорику. И его Карпаты и гуцульский фольклор  звучали в фильме завораживающе. Через год после создания фильма на свет появился «Гуцульский триптих» (или «Гуцульская симфониетта») по мотивам повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков». Скорик — экспериментатор, он соединил музыкальный фольклор, стилевые приметы разных эпох и современные техники. Песенную обрядность с барочной полифонией, а потом — с джазом и авангардом.

Начинающему музыканту Игорю Стравинскому повезло: Дягилев не сумел найти композитора к задуманному им балету, но однажды на концерте услышал «Фейерверк» — сонату молодого Стравинского. В не слишком удачном творении Дягилев услышал то, что искал. Михаил Фокин, постановщик «Жар-птицы» писал: «У публики «Фейерверк» не имел успеха. Но и Дягилева, и меня захватила эта музыка, там было как раз то, чего я ждал для «Жар-птицы». Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо было для огневого образа в балете». 

Позже, уже после «Петрушки» и «Весны священной» уверенный музыкант Стравинский разберет свою музыку к балету «Жар-птица» и напишет сюиту. Вариант 1919 года для оркестра среднего состава станет любимым у музыкантов-исполнителей. 

Это — первое отделение. 

Второе отдано Беле Бартоку, который кстати свой первый концерт 11-летним мальчиком дал в Украине – в закарпатском Виноградове. Просто один из крупнейших композиторов ХХ века вырос и научился играть на фортепиано в Украине. 

«Румынские народные танцы» Белы Бартока посвящены Иону Бушиция, собирателю румынского фольклора — это известный факт, не отменяющий сказки. Цикл из шести коротких фортепианных пьес основан основан на семи трансильванских мелодиях, исполнявшихся на скрипке или пастушеской флейте (шестой танец основан на двух мелодиях). По словам самого композитора цикл должен исполняться четыре минуты и три секунды, но большинство исполнителей растягивают исполнение до пяти-шести минут. Как решит с таймингом Луиджи Гаджеро — увидим.

Четвертая сказка — концертная версия модернистского балета «Чудесный мандарин». В его сюжете  не народная сказка, там девушки-проститутка соблазняет прохожих, потому что ей так велят бандиты — те потом грабят соблазненных. Мандарина не просто обворовывают, но убивают – четыре раза! Смерть наступает не от ран и побоев, а в момент, когда Мандарин целует девушку, вызвавшую в нем настоящее чувство. В общем, это балет о страсти, которая убивает. И о темных (вожделение, насилие, первобытные инстинкты…) человеческих сторонах, что в принципе тоже не отменяет сказку. 

  • Что: Fairy Tales / Казки
  • Когда: 19 июля в 19:00
  • Где: Дом звукозаписи Украинского радио, ул. Леонида Первомайского, 5В

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *