Вайсберг — Сурбаран, Рейсдел и другие — до 27 сентября в Музее Ханенко открыта выставка киевского художника Матвея Вайсберга «Матвій Вайсберг у Музеї Ханенків».
У меня уже были выставки в Национальных музеях, но о Музее Ханенко я мог бы только мечтать. Насколько я помню у этого Музея, по крайней мере до недавнего времени, не было привычки проводить выставки современных художников. Это началось относительно недавно, это связывают с новым менеджментом — руководителем и командой Музея. Как бы то ни было, решили.
Эта выставка — ответственная вещь, мне достаточно страшно — куратор выставки Елена Живкова выстроила стройную конструкцию и почти квест — мой Сурбаран будет висеть рядом с настоящим, с Франсиско де Сурбараном. Но выставка этим не ограничивается. Я сделал две работы в экспозицию, и несколько моих работ, из так называемого цикла «Штудии», развесят Рейсдела с Рейсделем (хотя это и разные, в разное время написанные работы).
Концепция выставки не только в том, чтобы повесить рядом моего Сурбарана и самого Сурбарана. А в том, чтобы показать внутренние расхождения (речь идет обо мне) от цитат, от почти буквального Сурбарана до антропного принципа Брейгеля через последних Дон Кихотов.
Это не то чтобы игры в классиков, хотя и они тоже. Это — мой диалог с классическим искусством.
Вся эта игра имеет случайный-неслучайный характер. Не случайный, потому что будут работы конца 1990-х, когда я только начал, начала 2000-х, когда я в связи с рождением сына нарисовал несколько «Жоржей де Латуров»…. Случайный — потому это смесь жизни и вдохновения. Мне интересно. Неинтересно, как говорил один мой знакомый, — рисовать то, что умеешь. Это простая правильная максима.
Сурбарана я помню лет с пяти, когда в Музей Ханенко меня водила мама. Мама тогда училась в Художественном институте, ее восторг перед Сурбараном, перед «Инфантой», перед другими вещами я очень хорошо помню.
Я называю это объяснением в любви. Музею. Факту великолепной живописи. Моему представлению о необыкновенной, сложной живописи.
Конечно, я ее делал все по-своему, специально для того, чтобы не следовать гению буквально: я взял другой размер, я взял сразу просто кисточку, без нанесения предварительного рисунка…. Это был достаточно спонтанный процесс.
Может быть, какой-то идеальной живописи вообще не существует. Ты ожидаешь увидеть что-то нерукотворное, и оно есть. Но (может быть) это есть только в моем представлении об этом художнике. Поэтому, кроме объяснения в любви к самой картине, есть объяснение в любви еще и этой необъяснимой нерукотворности.
Еще есть важная штука с Дон Кихотами. Думаю, что это еще одно сквозное действие выставки. Когда я шел в Музей еще только о ней договариваться, думал, как же мне объяснить, почему Дон Кихоты. Пришел, начал говорить… и мне Елена Живкова говорит: «Это ведь любимый персонаж Ханенко!» И до меня доходит, что есть целый зал, посвященный Дон Кихоту — со шпалерами, росписью на потолке…., — я это знал всегда, но раньше как-то в голову не приходило! Это тоже выглядит случайным-неслучайным совпадением. Больших Дон Кихотов, которые будут на выставке, я еще нигде не выставлял. И это тоже очень важно для меня.
Важен и этот разнос внутри меня — от работ, написанный трехстадийным методом, от живописи Сурбарана до антропного принципа, навеянного Брейгелем. Плюс красные музейные стены.
Плюс сам Музей — сейчас Музей Ханенко представляет собой прекрасный современный европейский камерный музей. По свету, по подаче, по цвету стен, входишь и попадаешь в безусловный европейский музей. Хотя…. музеефикация меня меня с одной стороны беспокоит, с другой — пожимает плечами, — ответственность!
- Что: выставка «Матвій Вайсберг у Музеї Ханенків»
- Где: ул. Терещенковская, 15-17
- Когда, до 27 сентября, с 10:30 до 17:30; понедельник-вторник выходные дни.