Шестого октября театральная лаборатория Мыстецкого Арсенала «Другий поверх» представит большой спектакль «Заложники» по пьесе британского драматурга Дэвида Эдгара «Пятидесятница». Перед премьерой Kyiv Daily поговорил с режиссером спектакля Ольгой Данилюк.
Для постановки была выбрана пьеса современного британского драматурга-классика Дэвида Эдгара, это потому что он востребован? Работает со знаменитыми театрами Бирмингема, Лондона…
— Да, Национальный театр Лондона, Королевская шекспировская компания, и для BBC он адаптировал и писал тексты…
Почему именно его пьеса? В обойме маститых современных драматургов не так много пишущих о Восточной Европе. Это первая причина, по которой я выбрала пьесу Эдгара, вторая — это взгляд человека со стороны, взгляд англичанина на ситуацию, которая происходила в посткоммунистических обществах. Третья причина — Дэвид Эдгар критично относится и к Востоку, и к Западу. Четвертая причина: он — автор интеллектуальных политических пьес, мне кажется в Украине пока нет традиции ставить актуальные политические пьесы, имеющие еще и сильную интеллектуальную составляющую. Мне показалось, что этот формат — достаточно классическая пьеса, при этом совершенно современная, не оторванная от того, что происходит в реальной жизни, будет интересна украинскому зрителю.
Ну и кроме этого, Дэвид Эдгар дает удобную форму для режиссерской работы: действие происходит в некой неопределенной стране. В этой стране каждый может узнать свою, — по совокупности прошлого.
Вы работали с автором в процессе постановки?
— Да, мы встречались, обсуждали пьесу. Но уже на этапе адаптации Дэвида было сложно подключать, он отнесся к этому с пониманием, — ряд его шуток построены на игре слов в английском языке. Я актуализировала эту пьесу в том периоде, который нам более близок и знаком — то, что Дэвид Эдгар писал в 1990-х, сейчас стало для нас более близким — у нас прошла декоммунизации (страны Европы ее прошли в 90-х). Мы подошли к границе Евросоюза — и «встали» на место тех балканских стран, от которых отталкивался Эдгар в 90-х, когда писал пьесу. Беженцы пока не волнуют наше общество, но я думаю, что скоро мы станем той транзитной страной, через которую будут прорываться в Европу.
В придуманной стране из пьесы прошли важные изменения, в ней прошла война. У нас похожая ситуация, а война у нас еще идет. Страна из спектакля находится в экономическом кризисе, у нее не очень приятная повестка и новости. И тут появляется возможность поменять «лицо страны» — найден шедевр мирового искусства, это большой шанс занять свою нишу в западной истории. И из-за этого начинают кипеть страсти.
Расскажите о главной теме пьесы.
— Ее нельзя определить одной темой, в пьесе много дискуссий о культуре, о ценностях, о гуманизме. Интересно наблюдать, как культура становится заложником политики. Поэтому мы поменяли название (Pentecost, «Пятидесятница» — Троицын день) на «Заложники», — все в пьесе становятся заложниками чего-то: фреска становится политической «заложницей», эксперты становятся заложниками беженцев, беженцы — заложниками властей, которые ими манипулируют… в итоге все — заложники среды, в которой живут.
О постановке — это будет классический театр или современный?
— современный.
Сколько человек занято в спектакле?
— 18 актеров, частично это студенты института Карпенко-Карого, есть актеры «Дикого театра», актриса Русской драмы… мы набрали актерскую сборную Украины. Рискуем — мало кто берет студентов на профессиональные постановки, у нас творческая лаборатория с такой сложной пьесой. Мыстецкий Арсенал разрешил нам такой эксперимент, что получится — увидим на премьере.
Дэвид Эдгар приедет на премьеру?
— Он очень хотел, но в эти даты у него собственный напряженный график, полный аншлаг в Лондоне, в сентябре возобновление его пьесы Maydays, а в октябре в «Ройал-Корт» он впервые выступает на сцене в качестве актера в собственной автобиографической пьесе, где молодой Дэвид Эдгар из 1960-х разговаривает с нынешним, состоявшимся, — наши даты не совпадают. Но он приедет на следующий спектакль.
Промежуточное подведение итогов: вы ставили спектакль с детьми, «Письма незнакомому другу из Нью-Йорка», потом был привезен VR-спектакль, сейчас — большая постановка современной пьесы маститого драматурга. Что бы вы хотели делать дальше?
— Если бы мне не мешали обстоятельства и было больше возможностей, я бы хотела работать со всем новым, современным, с новыми формами театра. Не могу сказать, что вижу себя в определенном театральном жанре, мне интереснее отталкиваться от темы. Есть тема, которая меня волнует как режиссера, и в зависимости от темы я ищу форму, с помощью которой лучше всего смогу ее раскрыть. Мне понравился Дэвид Эдгар, потому что он обладает критическим мышлением. Мы начали вязнуть в популизме и пропаганде, а он пишет как раз то, что должен показать умный, неангажированный театр. Пропаганда, конъюнктура и плохой (бездумный) патриотизм для меня недопустимы. Мне бы хотелось, чтобы театр не был каким-то прекрасным эскапизмом, живущим в своей отгороженной идеальной действительности, театр должен будить, будоражить умы. Я хочу чтобы мой театр не развлекал, не убаюкивал — мешал, вызывал бурю эмоций и дискуссий.
Театр еще должен проявить себя. Визуальное искусство это уже сделало. Кино… во всяком случае, в короткометражных лентах пытается себя проявить. А театр у нас пока очень консервативный. Надо помочь ему быть неприглаженным.
Свое направление: расшатывать устоявшийся мир театра — я не прекращу.
До премьеры я представлю проект «Больше, чем игра» — инклюзивный, детский, с обширной перформативной программой, мы ходим создать на одной площадке взаимодействие разных детей , не только детей с особенностями, я не хочу их изолировать.
Текст: Вика Федорина
- Спектакль «Заложники», премьерные спектакли 6, 7, 8 октября в 19:00
- Мыстецкий Арсенал, «Другий поверх», ул. Лаврская, 12