выставка графики Матвея Вайсберга и рейзеле Павла Фишеля работает в галерее «Белый Свет» последний день.
«Выставку мы придумали вместе с Митей Вайсбергом. Я расскажу о своих работах, — Павел собирает всех возле рейзеле «Ктубы», еврейского брачного договора, — Начнем мы отсюда». Это расшифровка авторской экскурсии по выставке с одним из ее участников, Павлом Фишелем. Экскурсия начинается, далее прямая речь Павла:
— К сожалению (или к счастью) экспозиция построена не от начальных опытов к последним. Поэтому мы будем перемещаться по залу несколько хаотично. Самым настоящим рейзеле (примечание: «рейзеле» — вырезание из бумаги) здесь является именно вот этот объект, Ктуба. Он появился в следствие божественной случайности. Дело происходило так: на этнографическом фестивале в Шешорах должен был выступать мой брат, и я туда тоже собирался поехать, Ира Климова, нынешний директор музея Шолом-Алейхема, должна была на нем провести мастер-класс по еврейской вырезной картинке, по рейзеле. Выяснилось, что она не сможет поехать, и устроители сказали: «Слушай, ты все равно едешь, ты же художник, так давай, проведи мастер-класс». Я ответил: «Все прекрасно, только я не знаю, что такое рейзеле». Меня успокоили — «почитаешь, разберешься». Пока я читал, очень впечатлился самим явлением.
И первое, что мне захотелось сделать, это оформление для нашего с женой брачного договора, ктубы.
Что тут важно, кроме того, что это нечто вырезанное перочинным ножиком? Рейзеле нужно читать как текст, в нем всегда заложены известные символы, у меня здесь есть символ Иерусалима, колоны, характерные для Иерусалимского храма. Еще тут есть вещи, которые я никогда не встречал, — кроме короны, которая стандартно в еврейском искусстве обозначает власть Всевышнего, тут есть перевернутый букет. Обычно букеты рисуют в нормальном, естественном положении, букет — это символ гармонии. На ветвях у этого букета рыбы. Но все остальное довольно традиционно, и эта картинка абсолютно симметрична.
Конечно же, потом мне было интересно сделать следующий шаг. Стандартно для рейзле и для вытынанки (это по сути одно и то же, название одного и того же приема), когда бумага складывается вдвое, по одной стороне вырезается картинка, раскладывается, получается абсолютно симметричное изображение. И я подумал, что это скучно. А если согнуть по диагонали? И тогда совсем другая появилась ктуба. Давайте перейдем к ней.
Вторая работа во многом сложнее первой, мне была интересна возможность согнуть сначала по одной диагонали, вырезать, потом согнуть по другой диагонали — вырезать, а потом, развернув, дорезать несовпадающие части отдельно. Тогда получается вот это удивительное наложение.
Ктуба — это оформление брачного документа, в котором встречаются двое людей: мужчина и женщина. И мне хотелось сделать, чтобы присутствовало и женское восприятие ктубы, и мужское. С одной стороны — сефардский вариант, который имеет отношение к евреям восточных стран, а с другой стороны — восточно-европейский, это более грубая, мужская картинка. На ней осел (или хамор), в еврейской традиции он означает материальность, материальный мир. А поскольку иудейская идея — это принесение в материальный мир божественности, осел находится возле символа служения, семисвечника, менторы, с его языка (из молитв и славословий) молитвы поднимаются вверх птицами, птицы переходят во львов, в льва, трубящего в единорога. Есть известный образ: «Лев протрубит в рог единорога». И вот этот трубящий лев, на котором находится грифон. Грифонов (и всякие другие фантастические существа) исследователи связывают с намеком на высших ангелов. Грифон удерживает корону, из которой, в свою очередь исходят рыбы, символ благословения, он стекает обратно в мир. Понятно, картинка несет функции текста.
А теперь мы идем к синей картине. История тут довольно простая. Я увидел кричащую в телефон красивую женщину. Ее ругательства совершенно диссонировали с ее обликом. Это были какие-то ужасные ругательства, а ей было совершенно плевать что происходит вокруг, а вокруг был цветущий, красивый, удивительный Киев. Этот отвратительный крик стал меня преследовать как наваждение, и стали прорисовываться образы дерущихся девушек. Сначала они были вместе, я пытался их, как честный человек, как-то совместить с дерущимися мужчинами. Мужчины выбыли по несостоятельности, остались женщины. Часть зарисовок осталась, вы увидите их здесь, я их оформил. По ним можно проследить историю появления «дерущихся». Затем я вспомнил известнейшие гобелены из аббатства в музее Клюни в Париже, «Дама с единорогом», там есть большая, главная дама, у нее есть служанка, рядом с ними лев, единорог, еще какие-то звери.. И это главенство дамы осуществляет некую мировую гармонию. И я подумал, а что произойдет, если эти дамы поссорятся? Если вот эта вот маленькая дама, служанка, решит, а почему она не большая? Что произойдет, если между ними возникнет конфликт? А как на это должны будут реагировать животные? Скорее всего, они будут пытаться вернуть их в более гармоничное, нормальное состояние.
И животные разнимают дам, не дают им перебить друг друга. Леопард удерживает ветку, чтобы ей не хлестали по лицу. Это мы обычно пытаемся разнять своих сцепившихся питомцев, тут гармония нарушена, природа пытается вернуть человека в человеческое состояние.
Вокруг этого конфликта, стало складываться изображение, и в этом рейзеле появилось новое: появилась игра «найди 10 отличий», потому что фигурки тут разные, и резались они как бы стандартно, посередине, но левое отличается от правого. Здесь показан исходник, по которому резалась картина.
После того, как получились не полностью симметричные дерущиеся, я вспомнил одну из идей, которая меня посетила очень давно, во время первого путешествия в Берлин, я был школьником, и в Берлинском музее музыкальных инструментов увидел большую выставку расписных клавесинов. Тогда я не знал, что это большая, значительная традиция, много интересных художников расписывали клавесины… И я подумал… Я вдруг увидел, что ритмичность изображения, само присутствие ритма, единорог сюда, или единорог туда, некоторое отличие циклов, это как-то очень музыкально. И я подумал попробовать сделать крышки для клавесинов. И так появились работы, которые висят на стене напротив.
Левую картинку я решил раскрасить. Все-таки традиционные еврейские рейзеле раскрашены. Так получилась левая и правая сторона крышки.
Во всех вырезанных картинках, присутствует эффект… который вообще-то используется в эстетике барокко, мне он в принципе нравится в самых разных вещах. Называется он «эффект двойного впечатления». Вы смотрите, вам кажется, что это одна картина, внимательно присмотревшись, понимаете, это нечто совсем другое. Первоначальный взгляд: вы видите симметричные и гармоничные изображения, затем вы всматриваетесь, видите: тут какие-то драки. Тут то же самое. Красота и букеты, которые торчат из довольно уродливых автомобильных шин, которые везде на картинке расставлены. Это игра, игра красоты и иллюзии красоты.
Напротив клавесинов стена, по которой движется поезд. Или автобус. Митин поезд, взгляд из окна. Может ли быть объектом искусства переживание? Ты проезжаешь некую дорогу, и думаешь о том, что примерно тот же пейзаж видели люди, которых везли в концлагерь.
В следующем зале продолжение «Дорог», «Слабый антропный принцип» Вайсберга и мои «Единороги»
Митя предложил «Девочек с единорогом» повесить по разные стороны двери, на них интересно смотреть с этой точки. И «Дороги» интересно рассматривать именно, так, в движении, «проходя» их.
С другой стороны, представлены другие работы, виды из окна, линогравюры. Отпечатки. Здесь видны намеки на здания, крыши. Вид из окна — окно застраивают стройкой, каждый день — прощай небо. Еще чуть, и вместо неба будет соседний дом.
Но конечно же, не нужно забывать о том, что существует эстетическое удовольствие (мне приятно, знать, что я режу картинку, вырезал половину, а получается, что вырезал целое), — тут тоже присутствует удовольствие, ты отпечатываешь, и получается образ неба. Еще раз отпечатал — и будто туман появился, еще — выглянуло солнце. Сочетание техники и реальности, которая на самом возвращает реальность, это всегда очень интересно.
- Что: выставка Ostinato
- Где: Пушкинская, 21а.