Вакцинация для юзеров

«Отелло/Украина/Facebook»

В киевском академическом театре «Золотые ворота» режиссер Стас Жирков выпустил «Отелло/Украина/Facebook», в котором хулигански перемешаны тексты украинских драматургов Павла Арье и Марины Смилянец, Вильяма Шекспира и Юрия Олеши, YouTube блоги и актерские исповеди, интервью-вербатимы и стихи Зо Леонард, Scorpions и Степан Гига… Зачем? Хороший вопрос. 

По-моему, авторы этого сочинения на вольную тему сами озадачены поиском ответа.

За предыдущий год худрук «Золотых» Стас Жирков в Киеве, Одессе, Минске и Магдебурге поставил пять отличных и несхожих текстов — В. Домонтовича, Андрея Иванова, Сергея Гёсснера, Александра Вампилова и Семюеля Беккета. Вполне закономерно, что «Отелло/Украина/Facebook» – это сознательный побег режиссера от нормативной пьесы в метод devised theatre, дословно «выдуманного театра», который рождается-сочиняется непосредственно в процессе репетиций. В ход идет всё, что под рукой, точнее – на уме. А что у нас сегодня на уме? Конечно, же выборы, политические игры и прочие манипуляции сознанием, которые нам всем предстоит пережить.

Поэтому все начинается со сценки, исподволь намекающей на все главные темы спектакля сразу: актеры в строгих деловых костюмах появляются поочереди, кто силой мышц, кто силой авторитета, оттесняют предыдущего оратора от микрофона и каждый представляется Отелло. Кто из них Отелло на самом деле мы так и не узнаем до конца спектакля, который, забегая наперед, окончится симметричной первой сценой кастинга на роль. Они все. И никто. Да и так ли это важно? Если каждый сегодня может создать фейковый аккаунт и комментировать что угодно хоть в роли Отелло, хоть Папы Римского? «Все лгут» – уверял хромоногий черт доктор Хаус. Вот и в этом спектакле ложь – норма жизни. Самое печальное, нашей жизни. 

И понеслась. Один за одним, встык, без пауз, разномастные эпизоды – прям как во френдленте. Остроумное и гомерически смешное многоголосье. Толпа узнаваемых фриков. Безумные хейтеры Уляны Супрун, депутаты-патриоты, ненавидящие советские праздники, революционеры, распевающие Wind of changes и меняющие Москву на Киев, парк Горького – на парк Шевченко, и тут же выдающие манифест демократии от Зо Леонард: «Я хочу знать, почему мы стали понимать в один прекрасный момент, что президент — это всегда клоун: всегда клиент и никогда — шлюха. Всегда хозяин и никогда — рабочий, всегда лжец, всегда вор и никогда — не пойман». А на этих финальных словах уже выходят три «роженицы» и делятся опытом, как выжить в столице беременной и умудриться родить здорового ребенка… 

Пока вы смеетесь и изредка вздрагиваете, пытаясь осмыслить, в какую-такую картину складываются все эти стёбные комиксы, театр вам уже подсовывает развернутую цитату из «Трёх толстяков» – эпизод казни оружейника Просперо а ля ток-шоу. Что б вы не сомневались, проникновенный изобличительный монолог приговоренного к смерти бунтаря окончится милым селфи и совместным походом в сауну с толстяками-олигархами. И раз уж вспомнили о правителях-людоедах, из небытия выныривает и Сталин, и воспоминания о Голодоморе… 

«Отелло/Украина/Facebook»

Не скажу, что все фантазии в этом спектакле воплощены с одинаковой художественной силой – но справедливости ради, стоит заметить, что такой визионерский театр Стас Жирков сталкерит впервые. Впервые, практически наощупь, движется в мире собственных ощущений и тонких вибраций, оформляя их в такие вот порой нестройные, порой удивительно точные эскизные сценические наброски – так порой черкаешь ручкой в блокноте, громоздя даже тебе не понятные рисунки-сны. Уверена, эти фантомы будущих спектаклей Жиркова не заставят себя ждать и скоро материализуются в полнокровных героев.    

Поэтому все, кто любит, чтобы было солидно и содержательно наверняка будут разочарованы. Зато все, кто ждет от театра искренности, удивятся. Говорить то, что думаешь, а не то, что от тебя хотят услышать – роскошь, которую украинские режиссеры редко себе позволяют. Не говоря уже об озорном попирании всех канонов и табу. Такие зоны повышенной искренности в этом «Отелло» случаются и у актеров (фейсбук кстати тоже уже давно назвали исповедальней): как-то резко тормозя смех, ребята рассказывают глубоко личные истории про похороны одноклассника или отца, про убийство курицы про смерть соседа. Кстати, и все упреки в адрес сытой и коррумпированной власти тоже звучат с проникновенной убедительностью, которая достигается не столько актерской техникой, сколько гражданской позицией и определенным уровнем личностной зрелости. 

Не знаю, каким будет «побочный эффект» от этой вакцины в виде спектакля для всех, у кого есть выход в Интернет. Но почему-то хочется надеяться, что сопротивляемость организма ко всякой вирусной информации хоть немного возрастет. А мы, возможно не сразу, сами станем хоть на толику более непритворными. Ведь вранье и обман всегда заметнее на контрастном фоне.   

Текст: Ирина Чужинова

Фото: Алексей Товпыга  

  • Ближайшие спектакли – сегодня, 28 января и 8 февраля, в 19:00
  • Адрес театра: ул. Шелковичная, 7А


Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *