Это цикл статей Kyiv Daily: мы с худруком театра «Актер» Славой Жылой ходим в театр, и обсуждаем спектакли. И сейчас мы идем на премьеру, «Поганi дороги», Сцена 6.
«Плохие дорогие» — это мощное антивоенное высказывание драматурга Натальи Ворожбит. Пьеса «Поганi дороги» была написана в 2017 году специально для лондонского театра Royal Court. Мы видим шесть историй (включая историю главной героини, она едет на Восток в поисках материалов для статьи о войне) о том, как война искажает все — любовь, дружбу, секс, людей. Вот добро, а вот — зло, вот — насильник и жертва. Вот они меняются местами. Машина, идущая на юго-восток, превращается в греческий хор, девочки-подростки спят с солдатами (или их насилуют), смотрящие телевизор становятся похожими на зомби, курица бежит под колеса. Вот она, курочка — задавили, горе-горе.
Война началась в 2014-м, и все еще продолжается. В «Плохих дорогах» война рассказана от имени женщин — взрослых, девочек, старух. В войне есть только любовь и ненависть, в ней мало надежды, насилие (или угроза насилия) пропитало каждую фразу, каждую сцену. Это блестящая работа с памятью и горем: «Після цього ти сказав по телефону “поїхали зі мною на фронт. Я покажу тобі фронт. Хочеш?” Хто ж не хоче на фронт. Всі хочуть на фронт. Я вирішила ще до того, як подумала. Я не взяла термос і курку, я не взяла нічого, що беруть з собою жінки, коли їдуть з чоловіками в далеку дорогу. Тому ми їмо на заправках жахливі хот-доги і п’ємо каву з блювотним смаком. Ти не слухаєш музику в своїй машині без номерів, ти куриш і часто мовчиш; Ти і я, цілковито чужі люди. Різні породи тварин. Чому мені так спокійно і добре? Звідки береться щастя?»
Спектакль длится около трех часов, и лучше не брать на него детей.
Мы вышли после спектакля впечатленные и растерянные, вот мнение Славы:
Сцена 6 создана на базе Довженко-центра уже несколько лет назад, но именно сегодня, благодаря этому спектаклю Сцена 6 стала настоящей театральным профессиональным пространством, хотя и до него тут ставили много, и «Дикий театр» здесь репертуарит, и Британский Совет проводит свой фестиваль Taking the Stage. Так вот, «Поганi дороги» узаконили все и всех.
Тамара Трунова — один из моих любимейших режиссеров. Сегодня я увидел украинского Ларса фон Триера. Мне сейчас сложно сложно петь ей дифирамбы, я, наверное, пока даже не до конца понимаю, что произошло. Как там было в «Дорогах» — «через минет можно заразиться патриотизмом»? Через этот спектакль можно заразиться театром.
Тома утерла нос всем. На место, намоленное «Диким театром», пришли о показали театр, каким он должен быть. Все, что было до — не считается. Да простят меня мои коллеги.
Получился глубокий, очень серьезный спектакль: призраки собрались, и каждый рассказывает историю своей жизненной драмы. Он совсем не про войну, а про каждого из нас, про все сокровенное, что каждый прячет внутри.
Я был на встрече с главой агентства Banda Павлом Вржещем, который создал бренд Ukraine now, так вот он призывал говорить об Украине с точки зрения позитива и сводить к минимуму разговоры о плохом, например о том, что все уезжают. Иначе настанет безнадега и каждый задумается об эмиграции. Так вот — спектакль меня выбил из зоны комфорта. Я не могу сказать, что он вызывает позитив и восторг (я о его теме) — но то, как он сделан, вызывает восхищение и уважение.
Наверное, получился мастер-класс для театралов. Это не популярный массовый театр, хотя Трунова владеет филигранно и этим приемом. Наверное, это театр будущего — неотеатр, не посттеатр, именно нео-, потому что он где-то впереди и в будущем. Об этом спектакле через десятки лет скажут: это настоящая классика.
Текст: Вика Федорина
Фото: Настя Теликова
- Сцена 6 — это театральная площадка Довженко-Центра, ул. Васильковская, 1
- Спектакль «Поганi дороги» поставила режиссер Тамара Трунова по пьесе Натальи Ворожбит
- Следующие спектакли — 25 и 31 октября
Спектакль в Молодом театре
О спектакле в театре «Золотые ворота»