Школа Курбаса

Лесь Курбас

Выставка Мыстецкого Арсенала — грандиозный и умный проект-трибьют, посвященный Лесю Курбасу — его творчеству, поискам и экспериментам режиссера-инноватора. Эта вставка  — признание и свидетельство того, какого потрясающего уровня достиг украинский театр в 20–30 годы прошлого века.

У выставки три автора: американский режиссер Вирляна Ткач, в 1990 году в Нью-Йорке она основала экспериментальную театральную труппу Yara Arts Group, художник Вальдемар Клюзко и исследователь, хранитель Музея театрального, музыкального и киноискусства Татьяна Руденко. В выставке нет ничего лишнего, она абсолютно театрально и точно выверена (архитектор Александр Бурлака) — вы входите, вас захватывает  внутренняя логика истории. Все, вы эмоционально вовлечены. 

Школа Курбаса

Выставка состоит из двух частей, первая посвящена творчеству Леся Курбаса и художественного объединения «Березиль» в Киеве 1922-1926 годах. Вторая рассказывает о спектаклях, созданных в Харьковском государственном театре «Березиль», Курбас работал там в 1926-1933 годах. 

Школа Курбаса

Экспозиция разворачивается драматически, как спектакль, но с традиционной хронологией, без условностей и флешбэков. Вы входите, видите начало-начал, «Введение в Курбаса», но и то, к чему он пришел — сразу же, на просвет видна центральная инсталляция выставки — воссозданная декорация к первому украинскому мюзиклу «Алло на хвилі 477!»  — на волне 477 выходила передача харьковского радио. Только пройдя киевский период, зрители увидят партитуры с музыкой Юлия Мейтуса и либретто, которые сохранились с тех времен, и оригинальную афишу 1929 года, несколько костюмов и фото, по которым кураторы смогли воссоздать инсталляцию к спектаклю.

А теперь по порядку: Киев.

В художественном объединении «Березиль» (1922 – 1926 годы) театральные достижения Курбаса впечатляют, уже ощутимы, он переосмыслит фундаментальную логику театрального пространства и существование тела на сцене. В сотрудничестве с художником-авангардистом Вадимом Меллером Курбас создаст сценические конструкции, которые будут похожи на скульптуры. И сделает много невероятного для своего времени –  откажется от иллюстративности и нарративности. Курбас докажет, что декорации и костюмы не должны быть буквальными, а сцена должна стать пространством, где строится собственная, уникальная реальность.

Школа Курбаса

В киевской части сосредоточились на на трех спектаклях Курбаса – «Ґаз» (1923), «Джимми Гиґґинз» (1923) и «Макбет» (1924) и на, как теперь выразились бы, двух проектах  Леся Курбаса – художественном объединении «Березиль» и «Молодом театре». Эскизы костюмов, которые вызвали восторг публики и художественных критиков Нью-Йорке, оригинальные и реконструированые костюмы, макеты сценографии, афиши, режиссерские экземпляры пьес с заметками Курбаса, ноты, фотографии из спектаклей. И удивительные мультимедийные экраны — можно почитать анкеты зрителей: «Що не подобалося в грі акторів?  — Коли актор кінчив роботу, нехай відходить за лаштунки.  Що не сподобалося?  — Надто багато революційних спекталей. Чи зрозуміли ви і чи сподобався зміст сьогоднішньої п’єси?  —Не все понял, туманный 2-й акт».

Харьков

Инсталляция к комедии «Мина Мазайло» воспроизводит футуристическую конструкцию художника и сценографа Вадима Меллера к оригинальной постановке 1929 года харьковского театра «Березіль». Она объясняет концепцию режиссера о единстве пространства, в котором живут люди. Художник-авангардист Вадим Меллер был верным союзником Курбаса почти во всех постановках.

Школа Курбаса

В 1925 году Меллер вместе с Соней Делоне и Александрой Экстер участвовал в Международной выставке декоративного и современного индустриального искусства в Париже, где его наградили золотой медалью за сценографию к спектаклю «Секретарь профсоюза». А позже репродукции этой выставки были напечатаны в американском журнале The Little Review — восемь из них были посвящены спектаклям харьковского театра.

Задача выставки не просто «вспомнить все», но отдать должное, представить и приблизить и объяснить Курбаса-авнагардиста, одного из великих художников XX века, стоявшего, кроме всего прочего и у истоков мультимедиа в театре.

  • Что: выставка «Курбас: нові світи»
  • Когда: 17 октября – 02 декабря; 11:00-20:00, понедельник — выходной день. 
  • Где: Лаврская, 12
Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *